Развлечения молодежи - Детские игры у хакасского народа

 Молодые девушки и парни вечерами собирались за селением на пригорках, которые обычно носили название «Агыл-Кёгиль тигей» (сопка веселий), где они распевали песни и водили хороводы «ойын-сарын». Так, например, такой пригорок - место игры молодежи в центре аала Усть-Чуль, носил название «Кистегей», в центре аала Мажары - «Кёк тигей», около аала Киндырла - «Сарыг тигей», в аале Сафронов - «Кис-тигей» и т. д.

 В старые времена на свадьбах молодежь устраивала катание на качелях «чиленмес». В XIX в. под влиянием христианства качели стали делать ежегодно на Пасху. Для установки качелей требовалось шесть березовых жердей. Сначала с двух сторон строили две пирамиды «алачых» из связанных сверху трех жердей. Нижние концы для устойчивости зарывались в землю. Пирамиды соединялись поперечной слегой «арга». К последней привязывались арканы, на концах которых устанавливалась доска. После постройки качели ее окропляли вином. Качание было доступно всем. Качались в основном по двое. Обычно молодой человек раскачивался с девушкой. Качание сопровождалось распеванием песен. В этой забаве участвовали даже пожилые люди, которые считали, что катание на качелях «облегчает их кости» (сӧӧк ниидір). Хакасская конструкция качелей идентична киргизской и казахской. Она несомненно связана с бывшим кочевым образом жизни.

 По воскресным дням молодежь собиралась у кого-нибудь в юрте. Пили чай, играли на музыкальных инструментах. Среди молодежи были распространены игры с круговым движением. Например, игра «орын пылазах» (букв, занятие места) требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу, внезапно ударял кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо обежать круг (водящий - по солнцу, а получивший удар — в противоположную сторону) и занять освободившееся место. Кто не успел добежать первым, тот, оставшись без места, продолжает водить.

 Участники игры «хур талазах» (букв, нахождение кушака) образуют круг. В центр выводят водящего. По команде он закрывал глаза. Затем его слегка ударяли кушаком (хур), который прятался за спину и передавался друг другу. Водящий должен отгадать, во-первых, у кого за спиной кушак, во-вторых, по виду определить - чей кушак, в-третьих, кто ударил. Если он не сумел отгадать, то ему задавали следующие вопросы: «У вас как себя ведут? Став собакой, воют, или, став петухом, кукарекают?». После этого проигравший должен был выбрать себе наказание. Он или воет по-собачьи, или кукарекает.

 Популярная игра «ис салызах» (подбрасывание куска материи -«фанта») напоминает русскую игру в «жгут». Выбирался водящий, которому вручался «фант» - скрученный в виде жгута платок или прутик. Водящий ходит с песней по внешней стороне круга и незаметно подбрасывает кому-нибудь за спину «фант» (платок).

 Все сидящие участники игры должны держать руки впереди, изредка ощупывать землю за собой. Не разрешается поворачивать голову назад и по сторонам, иначе за нарушение - штраф (три удара платком или прутиком).

 Водящий, подбросив кому-нибудь платок, должен обежать по солнцу круг и, если нерасторопный игрок не заметил подвоха, ударить его поднятым жгутом. После этого прозевавший игрок начинает убегать от водящего. Надо суметь обежать три круга, стараясь избежать ударов, и опять занять свое место. Пересекать круг, спасаясь от преследования, запрещается. Если же водящий догонит его и «осалит» со словами «чуурана», то они меняются ролью.

 При игре «меелей тастазах» (подкидывание рукавицы) все садились в круг. В центр круга сначала заходила молодая хозяйка юрты и показывала свои вышитые рукавицы. Затем она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было ее поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен был ее перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), тот садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.

 Следующая игра носила названия «хазых табызах» (нахождение альчика), «пурба салызах» (подкидывание колечка) или «хазых салызах» (подбрасывание альчика). Все участники игры садятся в тесный круг (теерпек) на колени. Выбирается водящий «табачы», которого выводят в середину круга. В руках играющих находится альчик или колечко, которые передаются под коленями друг другу. Руки участников игры все время двигаются. По команде передача прекращается. Водящий должен обнаружить - у кого находится альчик (колечко). Если он отгадает, то меняется местами с неудачником. Если же нет, то в качестве штрафа проигравший должен каждому игроку пропеть тахпах, двигаясь по кругу.

 Участники игры «паг тудызах» (букв, держание веревки) становятся в круг, держа перед собой веревку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих веревку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя опускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры — веревка должна находиться на уровне пояса. Если водящий заденет по левой руке игрока, или игрок, отскочив, опустит левую руку с веревкой, то они меняются местами.

 Молодежная игра «хуча чарыс» (разделение отары) устраивалась у кого-нибудь в юрте. Выбирался башлык - руководитель игры. Девушки остаются дома, а парней выводят на улицу. Девушки между собой договариваются, и каждая выбирает себе пару. Затем придумывают себе игровые имена из названий ягод (клубника, смородина, рябина и т. д.).

 Башлык собирает у девушек предметы их туалета - платок, колечко, зеркальце и т. д. Затем парней заводят по одному в дом, и башлык, показывая набор вещей, спрашивает у них: что принадлежит твоей девушки? Кавалер по очереди берет в руки предметы девушек и по поведению последних отгадывает свою пару. Если он правильно скажет кому принадлежит вещь, то его спрашивали, какая ягода нужна. При правильном ответе башлык называл цену албана (штрафа). Например, выигравшему назначалось пять поцелуев с девушкой. При неправильных ответах проигравшего били кушаком пять или десять раз. Если все нашли друг друга, то они парами садились петь песни.

 Молодежная игра «ах тай - кёк тай» (белый стригунок, сивый стригунок) или «хол сабызах» (разрывание рук) напоминает русскую «цепи разрывные». На открытой площадке играют две команды по 10-15 человек. Одна команда состоит из девушек, а вторая из парней. Команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 20-30 метров. Выбираются вожаки «пасчы», которые получают шуточные имена - Аралдай и Хуралдай. От них соответственно получает название вся команда. Каждая команда крепко держится за руки, составляя цепь, называемую «чиле». Игроки первой команды вызывают к себе кого-нибудь из второй следующей песней:

  «Поза пар, сыра пар, ізер ползар пiccep пар! Ооллар пар, хыстар пар, ойнир ползар пiccep пар» - «У нас есть парни, есть девушки, если хотите играть, идите к нам! У нас есть пиво, есть буза, если пить хотите, идите к нам!»

 Дальше поется песня с конкретным приглашением:

 «Табыл-тубыл хамӌылығ, табылғат пазы нинӌіліг, ахтайахтаң кок тайах, ады сіліг ... килзін!»- «Табыл-тубыл с бичом, вершина таволожника с бисером, белый стригунок, сивый стригунок, пусть с красивым именем (называют имя) к нам придет!».

 Член команды, которого вызвали, должен побежать и разорвать своей грудью сплетенные руки противников. Если он сумел разомкнуть цепь, то забирает в свою команду пленника. Он завоевывает право петь следующий вызов. Если не разорвет, то сам остается в плену.

 Теперь вторая команда вызывает к себе какого-нибудь игрока из противоположной команды Аралдая аналогичной песней: «Ах тайах, кек тайах». Названный претендент также должен добежать и разорвать сцепленные руки. Побеждает та команда, которая больше захватит пленных.

 Среди хакасов бытовала игра «чаа чурух» {букв, военный отряд), связанная с военным прошлым народа. Вечерами молодежь - и девушки, и парни - собиралась за селением и делилась на две команды. Одна команда должна прятаться, другая их искать. Среди играющей молодежи выбираются два хана. Затем каждый хан формирует свою армию. Игроки разбиваются на пары и каждый придумывает себе вымышленное имя. Клички брались следующие: «Сарыг Адай»- Желтая Собака, «Хызыл Адай» - Красная Собака, «Хызыл Сагал» - Красная Борода и т. д. Ханы по очереди выбирают себе одного из пары, отгадывая их клички. После того, как команды сформированы, ханы должны были вступить в единоборство. Побежденный хан со своей армией должен прятаться, а победитель найти их и взять в плен. После того, как игроки одной армии разбежалась и спряталась, игроки второй после сигнала начинают их искать. В этой игре надо найти и поймать всех спрятавшихся. Когда найдут спрятавшихся и их узнают, то надо воскликнуть «чаа чурух!» и перечислить имена. После этого боевого клича спрятавшиеся должны сдаваться в плен. Определенное место (дерево, столб, стена юрты) служило метой, куда приводили пойманных игроков. Когда всех поймают, команды меняются ролями. В конце концов выигрывает та команда, в которой остаются к концу игры игроки, которых не нашли и не поймали.

 Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая