Подвижные детские игры - Детские игры у хакасского народа

Детвора подросткового возраста в основном увлекалась подвижными играми. К одной из них относится «киик пююр» букв, «дикие козы и волк». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, на расстоянии 10 шагов одна от другой. Между ними находится волк. За внешней стороной сосредоточены дикие козы, которые и должны пересечь волчью зону. Волка в игре «киик пююр» дети выбирают по считалке. Например:

  • В качинском варианте говорят следующие слова: «Пip теен пирік, iкi теен іліг, ӱс теен оскі, тӧрт теен тӧзек, пис теен пизік, алты теен арғамӌы, читі теен чирлік, сигіс теен ситкім, тоғыс теен тохпах, он теен озырых» - «Один - труднопроходимый, два - ширина пальца, три - значит коза, четыре - постель, пять - колыбель, шесть -аркан, семь - циновка, восемь - блоха, девять - колотушка, десять - кишечные газы».
  • В сагайском варианте счет был почти аналогичным: «Пір-пілее, ікі-інге, ӱс-ӱчӱргӱ, тӧрт-тӧзек, пис-пизібен, алты-арғамӌы, читі-чилім, сигіс-сеерчік, тоғыс-торыспах, он-озырых»- «Один-точильный брусок, два - иголка, три - потник на коня, четыре - постель, пять - весы безмен, шесть - аркан, семь - клей, восемь - полка посудная, девять - колотушка, десять — кишечные газы».
  • На севере Хакасии среди кызыльцев бытовала другая считалка: «Питта, суутта (саатта, шотта), пеере (пира), наара, ибе (иба), сибе, тууба (тууга), крес-сых» - «Питта, саатта, пеере, наара, ибе, сибе, тууба, крест - выходи!» Эти слова не переводимы с современного хакасского языка.

На кого падали последние слова - «очых», «озырых», «крест», — тот становился волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная добыча оставалась в плену у волка. Нужно было переловить всех диких коз. Поймав козу, произносили три раза слово «хурай», которое ограждало добычу от злых сил и означало переход под власть нового господина.

Другая игра с участием «волчьего» персонажа называлась «чылгы пююр» - букв, «табун и волк». Выбирались волк и жеребец (или матка), все остальные игроки - табун или дети. Все ребята выстраиваются по одному в ряд. Каждый держится за задний подол предыдущего. Первой стоит матка или жеребец. Перед ней находится волк. Сначала он спрашивает у матки: «Отдашь ли своего плешивого ребенка?». «Нет, не отдам», - отвечает матка. Тогда волк набрасывается на задних игроков и пытается их схватить. Передний игрок - «матка» (жеребец), защищает ребят, стоящих в хвосте. Она должна успеть развернуться с игроками так, чтобы встать перед волком, не отдавать детей и оттолкнуть его руками. Если волк сумеет схватить заднего и оторвать от подола впередистояще-го, то он его забирает. Волк выигрывает в том случае, когда им «съедены» все дети.

Другой распространенной игрой были прятки - «чазынчах». Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего - «табачы». Для этой процедуры выбирается ровная палка длиной около метра, носящая название «чибирек». Ее по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, то становится водящим. Во время игры палка «чибирек» выполняет роль «стукалки», с которой бегает «табачы», или оставляется на выбранном месте, где голит водящий (например, у дерева). Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку:

«Пір-піт, ікі-iт, ӱс-ӱзӱт, тӧрт-тӧзек, пис-пизік, алты-арғамӌы, читі-чиле, сигіс-сиңне, тоғыс-тохпах, он-озырых» - «Один - вошь, два - собака, три - душа умершего, четыре -постель, пять — колыбель, шесть - аркан, семь - привязь для телят, восемь - дикий пион, девять - колотушка, десять — кишечные газы».

Закончив считалку, голящий «табачы» отправлялся на поиски спрятавшихся. Когда он обнаружит спрятавшегося игрока, то кричит «чуура-на», т. е. человек застукан. Затем «табачы» должен первым добежать до места голения и «чибиреком» застукать обнаруженного игрока. При этом обязательно надо еще раз воскликнуть слово «чуурана!». Если прятавшиеся добегут первыми, то хватали «чибирек» с восклицанием «чуурана!». В таком случае они не были застуканными. Подобные магические слова встречаются в играх русских («чур меня»), кыргызов («чур») и других народов Евразийской степи.

Согласно правилам детской игры «ах токпес» (букв, белый пень) водящий должен ловить игроков, бегая задом наперед. Он получал название «ах токпес». При выборе водящего - «ах токпеса», использовали считалку:

«Пip теен пирік, iкі теен іліг, ӱс теен ӧскі, тӧрт теен тӧзек, пис теен пизік, алты теен арғамӌы, читі теен чирлік, сигіс теен ситкім, тоғыс теен тохпах, он теен озырых» - «Один — значит трудность, два - значит толщина пальца, три - значит коза, четыре - значит постель, пять - значит колыбель, шесть - значит аркан, семь - значит циновка, восемь - значит блоха, девять - значит колотушка, десять - значит кишечный газ».

 «Ах токпесом» становился тот, на кого падал конец считалки. Водящему завязывали руки за спиной. Согласно правилам, он должен ловить играющих завязанными назад руками. Все остальные участники игры, кроме водящего, бегают нормальным образом. Пойманный игрок меняется ролью с «ах токпесом».

Среди хакасских пастушат была широко распространена игра «ходыр инек» (букв, паршивая корова). Так ее называют на севере Хакасии. В долине р. Абакан качинцам она известна как «кок инек» (букв, сивая корова), у сагайцев - «хоор торбах» (светлый теленок). Детская игра «ходыр инек» проводилась на степной площадке, с мячом из шерсти и клюшками (посохами). Играли в нее подростки во время пастьбы коров и телят. В игре участвует 5-6 мальчишек-пастушат.

На земле чертится круг диаметром 5-6 м. На линии круга на одинаковом расстоянии друг от друга последовательно копают лунки (по одной на человека). Каждый игрок выкапывает свою лунку.

В центре круга выкапывается круглая большая лунка «хазаа» - загон для шелудивой коровы.

Мячик «тобых» для игры скатывали из коровьей шерсти. Внутрь него закатывали камушек или круглую косточку, придававшие весомость мячу. Сверху его обшивали сыромятной кожей.

У каждого играющего в руках был посох длиной около метра, иногда со слегка загнутым, как у хоккейной клюшки, концом.

Сначала определяют, кто будет пастухом «суригчи». Для этого от определенного места каждый игрок, кладя посох на носок ноги, бросает его вдаль. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки.

Задача пастуха «суригчи» — своей палкой подкатить мячик к лунке «хазаа» и загнать шелудивую корову (т. е. мячик) в хлев. Остальные игроки стараются палками отбить мячик за черту круга. Игроки не должны пропустить пастуха в центр круга, не дают ему пройти и загнать «шелудивую корову» в ее двор. Они отбивают мячик посохами.

Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Пастух, который сумел одним ударом забить мячик в лунку, кричит: «Ходыр инек!».

Правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому, отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. «Суригчи» быстрым движением старается занять освободившуюся при ударе лунку, вставив в нее конец своей палки. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом, и игра продолжается.

Другая игра - «пала туузах» (букв, рождение ребенка), проводится на степной площадке, с выкопанными лунками, мячиком и битами. Обычно в игре «пала туузах» участвовали 5-6 мальчишек. Игровое поле очерчивается кругом с радиусом 1,5-2 м. Внутри на ровной площадке с небольшим наклоном выкапывают в один ряд лунки через 10-15 см одна от другой и с глубиной в полмячика. Количество лунок - по числу играющих. Каждая лунка имеет своего хозяина.

Мячик «тобых» традиционно делается из коровьей шерсти. Кроме того, употребляются биты «мирге» для катания мячика.

Для жеребьевки по очереди подбрасывают вверх два альчика. Если они оба упадут на одну сторону «алчы», то такое положение называется «мёнгис» (т. е. выигрыш), и бросающий должен начинать игру.

Цель игры заключается в том, чтобы прокатить мяч по линии расположения лунок так, чтобы он упал в любую из них.

Первый по жребию, став на расстоянии около метра от первой лунки, катит специальной битой «мирге» мячик так, чтобы он попал в любую из лунок. Если мяч не упал в лунку, то катит следующий по очереди.

Все свободные от броска участники стоят в ряду, каждый около своей лунки.

Если же мяч упал в лунку, то все соперники убегают. А хозяин лунки, быстро подняв мяч из лунки, старается поразить им любого из убегающих игроков. Но игрок с мячом не имеет права выйти из круга, который очерчен вокруг лунок.

В случае попадания мячом в одного из убегающих в его лунку кладется маленький камушек, означающий проигрышное очко. При промахе камушек кладется в лунку кидавшего. В кого попадет мячик, тому в лунку клали камушек со словами «пала туупчазынг!» - «рожаешь ребенка».

Игрок, в кого попали мячиком, отправлялся вместо водящего катать мячик.

В дальнейшем игра ведется по очереди. Она продолжалась до пяти штрафных камушков. Проигрывает тот, в чьей лунке раньше, чем у других, окажется обусловленное количество камушков.

В наказание проигравшему завязывали глаза. Затем в одну из лунок закатывали мячик. После этого с криком: «Чулуспах!» — хватали проигравшего за волосы и трепали до тех пор, пока тот не найдет в ряду лунок спрятанный мячик.

У хакасских мальчишек и детей других народов Саяно-Алтая бытовала игра «тибек» (букв, пинок ногой). Эта игра известна в русском языке как почекушка, зоска, лянга. При игре необходимо было ногой подбрасывать свинцовый кружок с шерстью (лоскут козьей, овечьей, собачьей шкуры). Количество участвующих не ограничивалось. Из свинца делали круглую пластинку диаметром 2-3 см, в которой высверливались 3—4 отверстия. К пластинке через отверстия привязывалась длинная шерсть.

Договаривались о максимальном количестве ударов (тибек). Участники игры внутренней стороной ступни подбрасывали зоску, стараясь достичь условленного числа ударов и не допустить падения ее на землю. Тибек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тибек отлетал в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры - подкидывать тибек через себя. [Самбу, 1968, с. 98.]

Детская игра «хозан орых» (букв, заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат. Играют до шести человек. Для игры летом на земле, но обычно зимой на снегу, чертится большой квадрат. От угла к углу чертятся две пересекающиеся в центре линии. Кроме того, чертится еще одна, поперечная, проходящая через центр пересечения двух линий. На пересечении линий с периметром квадрата находятся норы зайцев (по углам). В середине квадрата на перекрестии внутренних линий, находится нора волка. Волк гоняется за зайцами. Если заяц заскочит в нору, то волк его не трогает.

Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим.

Зайцы скачут на одной ноге (тойраннап) как по квадрату, так и по внутренним линиям, только по своим тропам. Волк бегает по всем дорогам, т. е. по перекресткам внутренних линий.

Как только водящий произносит: «Один, два, три!» - игра начинается. Согласно правилам, волк стремится занять пустующую нору зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет первым пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

С правилами «хозан орых» перекликается игра на уличной площадке под названием «хулагас». Играют до четырех человек. Игроки на ровном месте чертили большой круг диаметром 5-6 м. Затем чертили две пересекающиеся в центре линии, крест-накрест, разделяя круг на четыре сектора. В четырех местах пересечения линий с кругом находились норы четырех зверей - зайца, кошки, собаки и лисицы. «Хулагас» должен поймать зверей, бегающих по кругу. Сам он бегает по линиям в середине круга. По команде все игроки разбегались по начерченным линиям, спасаясь от водящего «хулагаса». Играющие должны были бегать по двое, держась друг за друга гуськом. Убегать можно только по начерченным линиям, наступать на землю вне линии круга запрещено. Наступивший сменял водящего.

Если «хулагас» кого-нибудь поймал, то с возгласом «чуурана!», меняются ролями.

Одной из любимых игр была «сынзалых» (букв, птичка зуек), где участвовало две команды. Каждая команда насчитывала около 10 человек. Одна команда - это «сынзалыхи» - «птички зуйки», вторая - «хур-гулдай»— хищные сорокопуты. Сначала определяют кон. Чертятся две линии и ставятся колышки. Отмеряют между колышками 20 шагов. Команда «сынзалыхов» становится в середине, «хургулдаи» разделяются и становятся с двух сторон.

Стрелки-хургулдаи кидаются мячом «тобых», сделанным из коровьей шерсти, обшитой поверх кожей, в сынзалыхов. Сынзалыхи могут стоять, уклоняться, ложиться. Если кого заденет мяч, то это - поражение. Промах означал выход из игры хургулдая (т. е. бросающего). Если сынзалых поймал мяч, то приобретал дополнительное очко. Команда, которая выбьет всех из другой команды, считается победительницей. К ним идут побежденные.

В качестве наказания применялась перевозка на спине - «чуктес». Проигравшие садят победителей на свои спины «чуктес» и перевозят их на другую сторону игрового поля.

У хакасов существовала игра «оранмай», с прыжками на одной ноге. Согласно одному варианту, на земле чертили большой круг, по контуру которого каждый участник должен был на одной ноге проскакать. Ногу надо было держать высоко. Поднятая нога не должна опускаться. Таким образом надо было скакать на одной ноге десять раз. Победителем становился тот, кто дальше всех проскачет и больше сделает кругов.

Следующим видом состязаний «оранмай» были догонялки на одной ноге. Один из участников по кругу убегал прыжками на одной ноге, а другой должен доскакать до него и задеть поднятой ногой. Если кто-нибудь вставал на обе ноги, то проигрывал. Хакасская игра «оранмай» идентична по содержанию и названию киргизской «оромпой» и у других тюркских народов не встречается. [Омурзаков, 1973, с. 86.]

При игре «охрас» (букв, петух) собирались только мальчики. Все участники разделялись на две команды. Согласно правилам, необходимо было сбивать противника ударом плеча, корпусом, прыгая на одной ноге. Выигрывала команда, сбившая большее количество противников. Перед началом выбирали двух петухов - вожаков, которые получали клички «хызыл» - красный и «хара» - черный. Они вставали в центр круга. Остальные - по разные стороны. Руки сцепляли за спиной, запрещалось пускать их в ход. Играющие толкались лишь плечами, стараясь сбить с ног противника.

Среди детей устраивали бега «олган чарыс», с определенным побочным заданием. Обычно вручались каждому отваренные яйца. Расстояние соревнования устанавливали в 25 саженей. Необходимо было на бегу, очистив яйцо, успеть съесть его. В забеге принимали участие по два человека.

Представленные нами игры являются наиболее значимыми. Остальные, как правило, - различные разновидности описанных и, на наш взгляд, не представляют большого интереса.

 

Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая