Игры в кости - Молодежные игры у хакасского народа

Тюрки Хонгорая широко применяли в играх различные кости животных. Самыми популярными были астрагалы (хазых), коленные чашечки (томых), плюсны (толарсых), лопатки (чарын), которые также наделялись сакральными свойствами. Хакасы никогда не выбрасывали их на улицу, хранили на счастье дома. Верили, что если их сгложут собаки, то переведется скот у хозяина.

Овечьи астрагалы, как считалось, охраняют счастье чабанских отар. Когда в доме накапливалось 100 альчиков, то их погребали с правой стороны от входа в скотный двор с пожеланием: «Пусть множатся овцы до 100 голов!». Погребение следующей сотни проводили в другом месте. Десятую сотню астрагалов хоронили в центре овчарни. Место захоронения выстилали белой шерстью и благословляли, чтобы отара хозяина достигла 1000 голов овец. Бараньи астрагалы использовались для «притягивания» счастья в скотоводческой жизни тюрков Хонгорая. Коленные чашечки обгладывали только мужчины. Нельзя царапать ножом ее полированную часть, иначе у ребенка лицо покроется рубцами. Верили в симпатическую магию этих костей.

Среди хакасов бытовала игра в коленную чашечку «томых». Рождение этой игры связано с хакасскими поверьями. Охотники, идущие в тайгу, брали с собой в качестве оберега астрагалы, плюсны и коленные чашечки правой передней ноги. Их устанавливали в охотничьем балагане у очага со следующим заговором: «Беги с топотом 100 коней, кричи с криком 100 человек!». При такой охране, якобы, даже горные духи-хозяева не решаются напасть на охотников.

В Хонгорае существовала легенда, согласно которой во времена войны с монголами в одной кыргызской семье рос единственный сын по имени Торгинджи-оол. Пришло время отправляться на войну. Молодому бойцу Торгинджи-оолу любимая мать в качестве талисмана вручила бараньи косточки: три альчика (хазых), семь плюсен (толарсых) и девять коленных чашечек (томых). «Всегда носи их с собой, - наказала мать. - В случае беды бараньи косточки будут твоими оберегами (по-хакасски -«хуях»). Если будешь один ночевать в степи или тайге, расставляй их вокруг костра». Военный поход против монгольской армии закончился поражением кыргызов, и остатки отрядов Хонгорая врассыпную бросились вспять. Монголы неотступно преследовали побежденных. Торгинджи-оол вынужден был в одиночестве пробираться сквозь таежные дебри и пустынные степи в родные места. Где бы он ни ночевал, всегда вокруг костра расставлял заветные косточки: три альчика, семь плюсен и девять коленных чашечек. С восточной стороны огня (от соо) он втыкал ожег (по-хакасски - «чазоол») со своей шапкой. Выходящие на свет костра преследователи не решались схватить молодого кыргызского бойца, ибо им виделось бесчисленное количество воинов и слышались храбрые призывы побить неприятеля. Благодаря материнскому талисману, Торгинджи-оол не страдал от голода и жажды. Наконец, выйдя к берегам родного Абакана, он почувствовал себя в безопасности и решил выбросить амулеты. Но в ту же ночь он был схвачен монголами, которые не увидели вокруг него охраны и не услышали грозных окриков. С тех пор у хакасов запрещается выбрасывать на улицу указанные косточки. Согласно обычаю, их аккуратно зашивают в материю и вешают к косяку дверей юрт, дабы разбойники и воры испугались сверхъестественной стражи.

В связи с особым почитанием коленной чашечки у хакасов, как уже говорилось, бытовала игра «томых». Согласно условиям этой игры, между друзьями заключается пари, соревнование, чтобы в течение определенного времени (месяца, года) каждый носил с собой эту косточку. По условиям игры, при встречах друзей в любое время косточка «томых» (коленная чашечка) должна находиться при них и по первому требованию должна быть предъявлена. Если косточки не оказалось у кого-либо из них, тот проигрывает. Проигравший расплачивается каким-нибудь подарком. Аналогичные игры известны киргизам и казахам. [Омурзаков, 1973, с. 78].

Игры в астрагалы (от греческого «astragalos» - позвонок, бабка, игральная кость) или альчики (от тюркского «ашык» - баранья бабка ) широко бытовали среди всех тюрко-монгольских народов, в том числе и тюрков Хонгорая. Во время приезда гостей их в первую очередь занимали этими видами игр в кости.

Овечьи астрагалы в хакасском языке обозначаются словом «хазых», в тувинском и алтайском — «кажык», в киргизском - «ашык». Общее обозначение игры в кости в тюркских языках передается сочетанием «хазых ойын» (кажык оюн).

Биток при игре в кости носит хакасское название «айра», в других тюрко-монгольских языках такое слово неизвестно. Он делался из крупной бабки самца дикой козы. С двух сторон его сглаживали, а во внутрь, просверлив полость, для тяжести заливали свинец. Каждый игрок имел свою «айру». На ней вырезалась тамга - личный знак хозяина. Биток никому не отдается даже при полном проигрыше. «Айра» даже хоронилась вместе с хозяином!

При игре в кости каждая из четырех сторон альчика носит определенное название. Сторона с выемкой стоящего на боку альчика (самое выигрышное положение) именуется «алчы». Противоположная ей сторона, с более ровной поверхностью, — «таах» или «таха». Сторона с выпуклой спинкой лежащего плашмя альчика называется «пёге» или «мёге». Впалая сторона лежащего плашмя альчика - «сога» или «сынга». Все названия общие, тюрко-монгольские. Например: в киргизском «алчы», «таа», «бёгё», «чиге»; в казахском - «алшы», «тэйке», «буге», «шиге»; в калмыцком — «алц», «та», «бёк», «чох»; в монгольском - «алц», «таа», «бёг», «цэг». [БАМРС]

Наибольшую популярность у скотоводов до сих пор имеет настольная игра «хазых атызах» (стрельба альчиками), известная у русских в Хакасии под названием «казычки». Обычно в «казычки» играют от двух до шести и более человек. Каждый участник выкладывает на кон (по-хакасски - «ээн») по пять альчиков (бараньих бабок).

Игра начинается с метания на площадку (стол, доска, пол), собранных в одну горсть выложенных на кон альчиков. Путем жребия определяют начинающего. Каждый по очереди бросает астрагал. Кому при жеребьевке выпадает выигрышная сторона «алчы», тот начинает игру. Иногда бросали два астрагала, которые должны упасть в одинаковом положении.

Начинающий игру собирает в горсть все поставленные на кон альчики и бросает их на ровную площадку (стол или пол). Если все брошенные кости лягут в одинаковом положении, то такой расклад называется «пыласпах» (букв, захват) или «мёнгис» (т. е. выигрыш). В таком случае все участники игры должны быстро схватить как можно больше альчиков. Если у всех окажется одинаковое количество костей, то бросают жребий. Кому выпадет альчик стороной «алчы», тот и выиграл. Он забирает весь кон. Если при захвате у всех игроков на руках оказалось разное количество альчиков, то начинают новый кон.

После того, как все брошенные на площадку альчики упали разными сторонами, начинается основная часть игры. Необходимо выбить все кости, лежащие в одинаковом положении, стреляя одним альчиком в другой. Например, астрагал, лежащий стороной пёге, надо бить в «пёге», лежащий стороной «сога» - в «сога» и т. д. Удар (стрельбу) производят щелчком (сиртип) указательного и большого пальцев. Альчик, которым бьют, называется «ух» - стрела, а в которого стреляют - «киик» (букв. дикая коза). Бьют правой рукой, а выигранный альчик «киик» берут левой. Нельзя брать свою стрелу «ух». Два раза подряд бить ею нельзя, иначе дают штрафной щелчок в лоб.

Если при щелчке человек задел пальцами землю и не коснулся своей «стрелы», то такая осечка называется «мулчух». В таком случае можно продолжать игру. Однако при промахе игру уступают следующему.

Если при стрельбе по альчикам игрок сильно щелкнул и, помимо выбиваемого «киика», задел третий альчик, то такой выстрел называется «сонгас», означающий положение вне игры. В таком случае стреляет следующий игрок.

Стреляющий теряет право игры, если при попадании «стрела» ляжет сверху альчика «киик». Такое положение называется «чукес» (букв, навьючивание) или «харчы» (т. е. перекрестие).

Положение вне игры определяется возгласом «чуурана!». Так восклицают, когда стрела заденет другой альчик (лежащий не той стороной), когда произойдет ошибка, когда надо прекращать игру.

Если между двумя альчиками, лежащими в одинаковом положении, располагаются другие, то можно стрелять над ними сверху с тыльной стороны руки. Такая стрельба называется «аспах» или «сыртах». На преграждающие альчики сверху кладут левую руку ладонью вниз, а на ее тыльную сторону кладут «стрелу» и щелчком бьют в нужную кость.

Когда при завершении игры на поле останутся четыре альчика, лежащие в разном положении, то их перебрасывают. Также поступают, когда остаются два альчика. Победителем становится выигравший большее количество костей. Проигравшие получают щелчки по лбу.

Согласно хакасским поверьям, надо было выкупить свои проигранные альчики, иначе в хозяйстве не будут плодиться овцы.

Следующая игра в кости носит название «моол ойын» (букв, монгольская игра). Она идентична игре «хазых атызах», но с той разницей, что «стрелок» не должен разговаривать и смеяться. Обычно играют четыре человека, сидящие по парам друг против друга. Каждый выставляет на кон («ээн») по пять альчиков. Вся казна составляет 20 альчиков. Игра начинается с восточной стороны. Перед началом дается команда «ап» -возглас, по которому надо молчать. Играющий должен молчать. Он, взяв в горсть альчики, бросает на стол, затем молча их выбивает. Сидящие рядом стараются его рассмешить различными действиями. Если игрок и его напарник произнесут хоть одно слово или засмеются, то их выигрыши забираются и делятся между остальными. Проигравших щелкают по лбу или крутят им уши. Победительницей объявляется пара, набравшая большее количество очков.

Игра в кости «пёге-сога табызах» (нахождение сторон пёге и сога) соответствует основным правилам «хазых атызах» и является ее частью. Отличие заключалось в том, что играющих было двое и каждый из них выбивал альчики, лежащие только в положении «пёге» или «сога». Сначала, бросая альчики, загадывают свою сторону. Кому выпало положение «пёге», тот выбивает кости, находящиеся только в этой позиции. Другой стреляет по альчикам, лежащим стороной «сога». При игре в альчики «пёге-сога табызах» если все кости выпадут на одну сторону* то это считается выигрышем. Эта игра очень древняя, была известна в древнетюркскую эпоху под названием «çiq bӧk».

Игра «пёге алызах» (взятие стороны пёге) является одной из многих разновидностей игры в кости. На кон («ээн») кладутся по пять альчиков. Согласно правилам игры «пёге алызах», каждый участник по очереди бросал собранные в горсть альчики на площадку и брал только те, которые упали на сторону «пёге». Когда все брошенные кости падали на сторону «пёге», то все игроки, включая и выбывших, бросались расхватывать альчики, лежащие в «пыласпах». Если альчик упадет на сторону «сога», то игрок отдает ход. Если среди брошенных костей встречались кости, вставшие на сторону «таах», то такое же количество надо добавить на кон. Проигравшим считается тот, у кого меньше всего альчиков. Выигравший произносил в честь духов-хозяев счастья скота благословение: «Пусть хлев наполнится овцами! Пусть дом наполнится добром!».

Особое бытование игры «пёге алызах» было связано с наблюдением народа о частоте выпадения сторон альчиков. Так, например, в результате экспериментального подсчета хакасского математика А. Толмашева самая большая частота выпадения (около 40 %) оказалась у выемчатой стороны «пёге». При многократном бросании астрагалов на ровную поверхность сторона «пёге» будет выпадать в среднем 39 раз из 100. [Тол-машев, 2004, с. 45.]

Хакасская игра «хан пылазах» (захват хана) по своим основным правилам совпадает с игрой «хазых атызах». Главное отличие - присутствие основной фигуры - «хана». Хан представляет собой крашенный в красный цвет крупный астрагал дикой косули. Играющие садятся в круг за стол или на пол. Состав игроков - от двух до шести. На кон ставится количество альчиков по договоренности. Игрок по жребию собирает все альчики в горсть и рассыпает их перед участниками игры. Если при этом главная фигура встала на сторону таах, то все участники игры начинают грабить «хана» - захватывают как можно больше альчиков. После ограбления «хана», при последующей игре право первого удара принадлежит игроку, у кого оказалась в руках главная фигура.

Если «хан» упадет любой другой стороной, то играют как обычно, в «казычки». Игроки по очереди щелчком бьют лежащие в одинаковом положении альчики, т. е. стороной «алчы» - в «алчы», «пёге» - в «пёге», «сога» - в «сога». Однако в «хана» стрелять нельзя и им никогда не бьют. В «хана» бить можно только после того, как будут взяты (выиграны) альчики. Для нанесения удара выигранные альчики (не больше пяти) собираются в той руке, которой наносится щелчок, и их передавать в другую, свободную руку можно только после взятия «хана». Выигрывает тот, кто набрал больше альчиков. При равенстве костей преимущество отдается тому, у кого находится «хан».

Хакасская игра «хан пылазах» идентична кыргызской и казахской играм «кан таламай» [Омурзаков, 1973, с. 41 —41.]

При игре «киик ойын» (стрельба по косулям) играют двое. Остальные желающие должны ждать, чтобы в свою очередь сразиться с победителем. На столе расставляются альчики в два ряда по десять штук. Каждый игрок ставит в линию свои десять костей - по пять с каждой стороны от центрального прохода. В конце прохода на середину ставится «айра» - биток, которым являлся астрагал самца косули. Цель игры - выбить из противоположного ряда все кости противника и забрать их себе. Для этого «айра» щелчком пальца правой руки направляется на кости противника. Если биток прошел мимо или не вышиб кости из ряда, то игрок теряет право на следующий удар. Тогда начинает стрельбу его противник. Проигравшего щелкали по лбу. [Сунчугашев, 1963, с. 148.]

Хакасская игра «айра-хазых» (букв, биток - альчик) представляла собой своеобразное жонглирование битком. Играют 4-5 человек. Каждый играющий ставит на кон — «ээн», по пять альчиков.

Игра «айра-хазых» состояла из двух туров. Сначала бросаются вверх кости и ловятся ладонями. Во втором туре бросается вверх биток и за время его полета подбираются с земли упавшие альчики.

Для определения очередности сначала загадывали загадки. Например: «В огне не горит, в воде не тонет» (имя человека), «Вершина дырявая, нутро червивое» (юрта), «На черном шелке рассыпаны бусы» (небо и звезды) и т. д.

Отгадавший начинал первый тур игры. Он собирал в горсть все кости, положенные на кон, подбрасывал их вверх и затем ловил составленными тыльной стороной ладонями. Оставшиеся на руке альчики опять подбрасываются вверх и ловятся в ладони. Такая форма ловли называется «чап-чып». Пойманные кости складываются отдельно. Кто больше всех поймал альчиков, тот начинал второй тур.

В том редком случае, когда все кости были пойманы тыльной стороной руки, а затем, слегка подброшенные вверх, пойманы ладонями, то этот бесспорный выигрыш носил название «мёнгис», т. е. победа.

Во втором туре применяется биток «айра». Перед тем, как подбросить «айру», игрок просил ее духа послать ему удачу: «Хазых пазы айра хасхах тарт!» - «Глава альчиков-айра, притяни мне счастье!» Биток подбрасывают вверх правой рукой и затем ею же ловят. Его нельзя ронять на землю, иначе игру продолжит следующий.

Если в первом туре тыльной стороной ладони поймано нечетное количество альчиков (1, 3, 5), то при жонглировании битком надо успеть хватать косточки с земли по одной штуке -«чымчап». Ежели задержалось парное количество (2, 4, 6), тогда надо поднять их попарно - «хозап», не задевая других. Если альчики упали друг на друга - «харчы», то надо их брать с земли, не пошевелив второй. Жонглируют вприсядку. После того, как собраны все альчики, игрок откладывает себе один из них со словами: «Я его съедаю».

Затем игра усложняется. При подбрасывании битка хватают с земли по 3 или 4 альчика (чалбап).

На заключительном этапе участники играют стоя. На носки широко расставленных ног кладутся две бараньи бабки. Кроме того, еще один альчик берется в рот. За время движения битка вверх нужно успеть схватить расставленные фигуры.

В конце игры, когда человек полностью отыграл свою долю «ээн», «айру» специально ловили тыльной стороной ладони и, подбросив еще раз, хватали его рукой сверху вниз (чапчып).

Выигрывал тот, кто больше всех «съел» альчиков. Проигравшие получали щелчки по лбу. Щелкают среднем пальцем, иногда для жесткого наказания на палец надевали наперсток.

Хакасская игра «айра-хазых» очень древняя и воспета в богатырских сказаниях. Например, досуг свой богатыри проводили в играх на музыкальных инструментах, играх в кости, в сольном пении. Если они играли на девятиструнном чатхане, сделав его своим товарищем, то его мелодия напоминала пение весенних кукушек, от песен которых прорастали травы на черной земле, распускались листья на голых деревьях. При игре в кости под названием «айра-хазых» рассыпали по пестрому ковру 60 альчиков. Затем бросали вверх золотую «айру» - биток. За время ее полета 60 альчиков собирали в горсть, а айру ловили левой ладонью, не давая ей упасть на землю. [Хан Тёнгис, 1994, с. 73.]

Хакасская игра «саах ойын» состояла из манипуляций фигурами коровьих бабок «матпайах» и битка «саах». Для игры применялся биток «саах» из коровьей или маральей бабки (надкопытного сустава). Биток специально сглаживали, просверливали отверстие и заливали внутреннюю полость свинцом. Легкий биток, называемый «алаапай», свинцом не заливался. Обычно «алаапай» при броске кувыркается.

Каждая сторона у бабок имела соответствующие названия. Выемчатая сторона лежащей плашмя бабки именовалась «илёке». Выпуклая сторона лежащей бабки носит название «саах» или «саха» (т. е. так же, как и биток). Выгнутая сторона стоящей на правом боку коровьей бабки называлась «олбы», выпуклая сторона стоящей на боку — «солбы» (невыигрышное положение).

Сначала бросают жребий. У кого подброшенная бабка упала на землю спинкой вверх - «саах», то этот игрок бьет первым, при положении выемкой вверх - «илёке», бьет вторым. Третьим будет тот, у кого бабка ляжет на правый бок - «олбы». Последним бьет тот, у кого бабка ляжет на левый бок - «солбы». Каждый играющий ставит на кон по пять бабок.

На земле чертится круг диаметром около двух шагов. В центр очерченного круга в лунке под названием «орда» (дворец) ставится «сондол» - длинная, большая коровья или оленья бабка. Перед «ордой» каждый играющий ставит короткие коровьи бабки, называемые «чартпах».

На расстоянии пяти шагов от круга обозначалось место, откуда бросали биток «саах» по бабкам. Сначала надо было выбить «сондол» из центра круга. Кто его выбивал, тот становился на шаг ближе к кругу. Со второй позиции бабки выбиваются легким битком «алаапай».

Выбитые из круга коровьи бабки «чартпах» забираются игроком себе. Если игрок промазал, то выставлял в круг по одной своей бабке.

После того, как игроки выбивали короткие бабки, стоявшие перед «ордой», во втором туре ставили следующие фигуры в колонну с двух сторон от «сондола». Победителем считался тот, кто больше всех выбьет бабок. Играли на скот и на деньги.

Одной из самых почитаемых костей считается баранья лопатка «чарын». У хакасов существовал следующий обычай. Если за столом находился зять, то хозяин юрты передавал лопатку ему. Зять обгладывал мясо, а затем ножом разрубал гребень лопаточной кости и показывал ее тестю. Отец жены имел право произвести гадание. Если гребень был кровавый, то дочь с зятем будут жить хорошо, если наоборот - то плохо. По лопасти лопатки хакасы и тувинцы определяли благополучие хозяйства. Когда лопасть лопатки («чарын хазаазы» - букв, скотный двор лопатки) широко просвечивалась, то с удовлетворением заключали: «Твой двор велик, твой скот увеличится». При малом просвете считали, что стадо будет убывать. Сильный выступ основания лопатки служил приметой умножения скота, и наоборот. Лопаточную кость после трапезы обязательно или бросали в огонь, или хранили до праздника «Тун пайрам». На этом празднике происходило соревнование в силе удара ладонями рук. Молодые парни должны были разбить ребром ладони лопатку, которая была немного надбита.

Глава дома при трапезе, когда к столу подавалась свеженина, обязательно получал первый шейный позвонок - атлант (мойын-торспах). Обгладывая атлант, хозяин произносил заклинание: «Хара пастың пастағӌызызың, мойын торспахтың очызызың, харығда хари тастаба! Аңдарылзам- кинебе!» - «Ты вожак черной головы, ты младший шейный позвонок, в трудную минуту не бросай меня, если упаду - не калечь!» Атлант никогда не выбрасывали на улицу и хранили дома. Хозяин в нем видел оберег своей головы. При перекочевках атлант насаживали на палочку, которую втыкали в золу очага со стороны дверей (от соо), чтобы его утащила какая-нибудь собака. Верили, что от этого шея ребенка будет крепче. В иных случаях засовывали внутрь атланта травинку и бросали в огонь, три раза читая заклинание, произнося: «Хурай». Точно такой же обычай существовал у кыргызов. [Бутанаев, 2003, с. 61. ]

По косточкам овечьих позвонков и курдюка совершали гадание «тольке». Обглодав курдюк или позвоночник овцы, отделяли сочленения и поручали почтенному старцу разложить их на полу юрты в очередном порядке. Каждую отдельную косточку называли именем присутствующих на гадании девушек. Затем в юрту заводили собаку, которая хватала какой-нибудь позвонок. Считалось, что девушка, именем которой названа схваченная косточка, раньше всех выйдет замуж. В XIX в. указанный способ гадания проводили хакасы в ночь на Рождество Христово. Забавно отметить, что это архаичное гадание проникло как в состав христианских праздников на территории Хонгорая, так и буддийских - в Туве.

Аналогичные гадания были известны в Монголии. «Для этого варили концевые позвонки хвоста крупного рогатого скота и с помощью ножа очищали и съедали мясо. Затем очищенные косточки выстраивали в один ряд и каждой давали имя одной из девушек. Потом в юрту заводили собаку и подводили к выстроенным косточкам. Обычно собака некоторые косточки только обнюхивала или толкала мордочкой, а некоторые съедала. Считалось, что девушку, косточку которой собака съела первой, ожидает в скором будущем замужество». [Мэнэс, 1993, с. 36.]

 Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая