Борьба «Курес» - Спортивные состязания у хакасского народа

Ведущим видом спорта у хакасов, как и у многих других тюркских народов, была поясная борьба «курес». Во время общественных праздников, религиозных молений и на свадьбах обязательно проводились соревнования по борьбе. Этот вид спортивных состязаний возник в древности как поединок с силачами неприятельского войска. В героических сказаниях чужие вражеские богатыри приходят к мирно живущему герою и с вершины Алтайских гор издают мощный рык, вызывая его на бой. Вызов на поединок передается эпической формулой: «Богатырский хан! Поев накрошенного мяса (т. е. поминальную еду), выходи на сражение, надев погребальную одежду «кибен» (т. е. саван), выходи на состязание, сказав слова завещания «хумартхы», выходи на битву. Мы пришли для того, чтобы разрушить твое крепкое жилище, мы пришли для того, чтобы разломать твое большое владение». Герой спешно выходит на место битвы, где начинается поединок.

Во время борьбы земля качается, а воздушное пространство сотрясается. Они борются так, что рвутся жилистые мышцы и остаются лишь крепкие кости. Они борются так, что сдирается с позвонков их красное мясо и остаются только острые кости. Они замечают приход зимы по инею, выпавшему им на спины, они узнают о приходе лета по жаркому поту на своих телах.

Когда гибнет герой, побежденный вражескими силами, то смерть богатыря выражается эпическими формулами: «Земля закачалась как колыбель, атмосфера сотряслась с великим шумом. На вершинах белых тас-хылов выпал снег глубиной с четверть, по великому морю пошла осенняя шуга. Земной хребет как будто бы прогнулся, небесный шов (т. е. Млечный путь) как будто бы разошелся. Земля как будто бы разверзлась, звезды как будто бы оборвались. Диск луны, бледнея, умирает (т. е. наступило лунное затмение), диск солнца, краснея, умирает (т. е. наступило солнечное затмение)». [Бутанаев, 2008, с. 52.]

В героических сказаниях нет упоминаний о поясной борьбе. Это вызывает удивление, ибо традиционная хакасская борьба «курес» велась на кушаках. Наличие на поясе борца матерчатого кушака являлось необходимым условием национальной борьбы. Спортивный костюм состоял из хакасской рубахи, шаровар и мягкой обуви без каблуков «пойтах». Для борьбы стелили в три слоя войлоки.

Участники борцовских состязаний условно делились по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют тяжеловесы. Борцы становились в стойку, взявшись с двух боков за кушаки. Ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Согласно правилам, борцы во время схватки руками не должны отпускать кушаки. Разрешался захват пояса сзади и спереди.

Судьями или секундантами выступали «чазоолы» - помощники главы селения, исполнители поручений при чайзанах. Участники борьбы всегда выходили на арену в сопровождении чазоолов, в обязанности которых включалась охрана своего борца и защита его перед башлыками (жюри). По их сигналу и начинается схватка.

Правила разрешают следующие приемы. При помощи рук: «пас азыра» - бросок противника через голову в положении прогибом; «нанга силип» - бросок через левое или правое бедро; «пилин пыга пазып» -сваливание противника через сгиб поясницы (при большой силе рук); «айлахтандыра тастап» - раскручивание противника в воздухе (при большой силе рук).

Приемы при помощи ног: «азах саап» - подсечка ног; «ыргах пазып»- захват, зацеп ноги ногой снаружи; «ыргах сугып» - обхват ног внутри; «тиске кодирип» - поднятие противника на колено (при очень большой силе борца).

Во время борьбы запрещалось: наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку, производить захват противника за ноги руками, захват за пальцы, захват ниже пояса.

По хакасским правилам противник считался побежденным, если он прикоснулся к земле любой частью своего тела или упал на четыре конечности. Противника необходимо свалить с ног на землю или силою рук или приемами ног. Когда оба борца упадут, то - ничья. Если после броска противник приземлился на ноги, то борьба продолжается. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс -«хур» - соперника. Общая победа присуждалась после трех схваток. В хакасской борьбе мы не находим большого разнообразия приемов в связи с тем, что руки заняты. Главное достоинство борца заключалось в физической силе и выносливости. Победителей щедро угощают айраном, вручают награды.

Аналогичная поясная борьба, с одинаковым названием «куреш», бытует практически у всех тюркских народов - киргизов, казахов, татар, башкир, узбеков.

Правила и приемы хакасской борьбы не подверглись влиянию монгольской культуры, как, например, у соседних тувинцев. Монгольские и тувинские борцы во время состязаний надевают кожаные шорты «шу-даг», распахнутую на груди короткую кофту «цзодаг», прикрывающую главным образом плечи, на ноги - национальные сапоги «гутулы». На голову надевают шапку с наушниками и загнутым вверх козырьком. Перед началом борьбы происходит выход борцов на арену, причем каждый из них должен идти, взмахивая поднятыми руками. По издавна существующей монгольской традиции, движения борца во время выхода должны быть таковы, чтобы грудь и туловище его были подобны телу арслана (льва), а движения рук напоминали взмахи крыльев птицы «гаруды», которая фигурирует в мифологии многих народов Востока. Победитель исполнял танец орла - «тевиг». Во время танца руки должны быть выше плеч. Борец должен руками подражать маховым движениям орла. Бегом изображает отрыв орла от земли, при этом показывает, как он расправляет крылья и величаво «парит крыльями», демонстрируя красоту богатырского телосложения, доброту своего характера, уважение к сопернику и к зрителям. [Вяткина, 1980, с. 261-262; Самбу, 1968, с. 36-39.]

Первые официальные соревнования по борьбе «курес» были проведены в 1940 г. на спартакиаде, посвященной 10-летию образования Хакасской автономной области. Все приемы поясной борьбы соблюдались согласно народным традициям. В 1975 г. борьба «курес» была включена в программу чемпионатов Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта, которые проводятся вплоть до настоящего времени. За это время звание «Мастер спорта» РСФСР и России по борьбе «курес» присвоено 14 борцам Хакасии.

 Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая