Стрельба, метание и силовые упражнения - Спортивные состязания у хакасского народа

Одним из любимых видов спортивных игр в Хонгорае была стрельба из лука «чааджах ойын» - лучная игра. Меткость в стрельбе - качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в военное. Многие скотоводы были одновременно и охотниками. Лук и стрелы были основным видом стрелкового вооружения средневекового Хонгорая и обозначались общим словосочетанием «ух-саадах» {буке, стрела и налучник). Лучное оружие «ух-саадах» окружалось особым ореолом культа. Нет ни одного древнего захоронения воинов без сопровождения луком со стрелами. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как вид спорта. Стрельба из лука - «чааджах ойын» - была чисто мужским соревнованием, женщины в ней не участвовали.

Лук - «чааджах» - у хакасов был трехсоставным, с костяными накладками из рогов горного козла «теке» или желтых рогов архара. Тетиву - «кириш» - изготовляли мастера из крученых кожаных ремней воловьей шкуры, спинных жил скота или крученых овечьих кишок. Для придания большей упругости концы лука, загнутые вверх, притягивались крепкой нитью к основной дуге. Пружинящая нить скручивалась из сухожилий с конопляными прядями и носила название «сал». «Сало-вые» луки являются одним из достижений военного искусства Хонгорая. Во время боевого похода у всадников стрелковое оружие держалось на передней луке седла, тогда как сабля и другое холодное оружие приторачивались к задним торокам. Футляр для лука - «саадах» - носился на специальном ремне с правой стороны поясницы. Для предохранения лука от сырости и пыли «саадах» сверху закрывался чехлом, сшитым из барсучьей шкуры. Колчан для стрел - «хуурлух» - носился на поясе с левого бока. Его изготавливали из кожи или бересты, украшая художественной окантовкой. Хонгорское название «хуурлух» восходит к общетюркскому термину «кубурлук» или «кубур». От последнего происходит русское слово «кобура». Во время конных походов колчан укреплялся вместе с саадахом на передней луке седла. В одном колчане помещалось до 30 стрел. Каждый воин должен был иметь по три колчана со стрелами. Во всех произведениях устного народного творчества хонгорцев стрела обозначается термином «ух» (от древнетюркского «ок»), В современном хонгорском языке так стала называться пуля огнестрельного оружия, а стрелу стали называть другим словом — «соган». Хонгорское «соган» первоначально обозначало стрелу с деревянным утолщением на конце. Слово происходит от древнетюркского «чоган» - «клюшка с утолщением на конце или род боевого молотка с острым лезвием на конце (т. е. чекан)». Древко стрелы, носящее хонгорское обозначение «улан» или «ылын», восходит к древнетюркскому термину «улун»- «стрела без оперения, заготовка для стрелы». [ДТС,1969, с. 610.] Обычно остов стрелы делался из прямых ветвей таволги, а кибить лука - из гибкой ирги.

В соревнованиях по стрельбе из лука «чааджах ойын» место проведения обозначали заранее, куда могли приехать все желающие. Каждый участник имел свои стрелы, а лук, как правило, был один, переходящий при игре по очереди. Хотя не возбранялось иметь свое оружие.

Мишень — «ульгю» или «ах» — устанавливали на расстоянии в 25 саженей. Она делалась или из специальной подставки, воткнутой в землю, или затесывался ствол дерева.

Стреляли по мишени согнув правую ногу в колене, а левое колено упирали в землю. Лук держали правой рукой, а левой растягивали тетиву. Необходимо было поразить цель всеми своими тремя стрелами.

У хакасов практиковалась спортивная стрельба из лука по бабкам, называемая «ноортпас». Данная игра получила название от стрелы «ноортпас», имеющей тупой, утолщенный наконечник или «набалдашник». Стрела «ноортпас» изготовлялась из черемухи, длиной в пять четвертей. Деревянное утолщение было шириной 2-3 см. Лук делался из ели, длиной в одну сажень и четверть.

Согласно правилам игры на земле чертится круг диаметром около пяти метров. Лучники ставят на кон бабки. Каждый стрелок имел столько стрел, сколько им поставлено в круг бабок. Обычно каждый лучник ставит на кон («пос улюс» - букв, своя доля) по пять бабок.

В центре круга выстраивают цепочкой ряд коровьих бабок с промежутком между ними 4 пальца. Расстояние от мишени до стрелка определялось от 10 до 25 саженей.

Перед началом соревнований устанавливали, кто будет стрелять первым. Поэтому по очереди стреляли на дальность. У кого стрела пролетит дальше всех, тот начинал первым, у кого ближе всех — последним.

При стрельбе по бабкам кто промахнулся, тот ставил дополнительные кости. Выигрывает тот, кто больше всех выбьет из круга бабок. Кто выбивал из круга все бабки имеющимися стрелами, тот становился совершенным победителем. Он получал звание «мирген».

У мальчишек бытовала игра - метание дротика в цель под названием «мечеекей ойын». Дротик «мечеекей» изготавливался из дерева, длиной от четверти до полуметра. Одна его сторона заострялась и надевался наконечник. С другой стороны вставлялись гусиные перья.

На земле чертился круг диаметром около одного метра. На расстоянии 15-20 метров от него бросается дротик. Нужно попасть в круг. Победитель в этих соревнованиях получал звание «чоме» (букв, дальнобойная стрела).

В Хонгорае была известна игра «мирге ойын» (букв, игра деревянными битами) по вышибанию бабок из начерченной площадки. Для размещения фигур на площадке чертят круг, называемый «иб» (юрта). Играют обычно по 4 человека. Каждый игрок имеет по пять бабок. Сначала фигуры расставляются по фронту. Во втором туре - в колонну.

Расстояние от игрока до площадки отмеряли большими шагами. Дистанция от места бросания бит «мирге» до площадки круга в первом туре равнялась десяти шагам. Во втором туре приближались на расстояние пяти шагов. Каждый игрок имел по три биты «мирге».

Проигравший в качестве наказания должен был прыгать на одной ноге. В последнее время стали играть на деньги.

Среди мальчишек была распространена игра «силби ойын» - бросание пращи. Для игры «силби ойын» весной и в начале лета заготавливали тальниковое лыко. Обычно это делали на праздник Вербного воскресенья, на Пасхальную неделю. Для изготовления пращи «силби» на конце содранного лыка укрепляли камень, к которому привязывали три разноцветные ленты. Мальчики устраивали соревнования на дальность и меткость броска. Согласно хакасским поверьям, победитель, бросивший пращу дальше всех, будет жить дольше всех. Проигравшему в качестве наказания необходимо было прыгать на одной ноге.

Испокон веков вдоль оживленных дорог Хонгорая лежали каменные валуны, называемые по-хакасски «хапчан тас» (камень поднятия), «ах-хуча» (белый баран) или «маргы тас» (камень соревнований), которые поднимались силачами. Например, такие камни лежали по р. Иптиг-харасуг около Кызласа, в месте Той-алчанг у аала Усть-Бирь, на обочине дороги у аала Онхаков и др.

Ежегодно среди мужчин проводились состязания по поднятию валунов «хапчан тас». Вес таких камней - около 80 кг. Особенно пытались показать свои физические достоинства молодые люди, едущие на свадьбу или на общественные моления. В XIX в. стало правилом поднимать их на Пасху, весной. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень «хапчан тас» до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо. Победителем этого состязания считается тот, кто большее количество раз проделает это упражнение. Победитель угощается айраном, аракой и получает, кроме специально установленного приза, славу силача Хонгорая.

Среди молодежи устраивалась силовая игра под названием «хозан азах» - букв, заячья нога. Двое юношей ложатся спиной на зеленую лужайку или на ковер головами в разные стороны. Они зацепляются согнутыми в колене правыми ногами. По команде сцепившиеся ногами юноши перетягивают друг друга. Если кто сдвинулся с места или перевернулся, тот проиграл. Победа присуждается и в том случае, если противник сошел с места и повернулся набок. Аналогичная спортивная игра с одинаковым название - «койон тебиш» - «пинок зайца» - бытовала у киргизов. [Омурзаков, 1973, с. 62.]

В силовой игре «хол тартызах» (перетягивание рук) участвуют два человека. Они садятся друг против друга, упершись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперек. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника на свою сторону.

В силовой игре «хайыс тартызах» - перетягивание ремня, участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывают длинным ремнем, который пропускается под мышками и за шеей. По команде они начинают ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

Большой популярностью пользовалась силовая игра «хаал тартызах» - перетягивание палки. Участвуют в ней две команды. Вожаки, самые сильные ребята, садились лицом друг против друга, брались двумя руками поперек за гладкую палку - «хаал», длиной 1-1,5 м. Руки должны быть тыльной стороной вверх. Вожаки упирались ногами друг в друга. Колени присогнуты. Каждая команда садилась за своими вожаками, обхватывая предыдущих за поясницу. По сигналу начинали тянуть к себе палку. Выигрывала команда, перетянувшая противника.

 Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая