Конные состязания - Спортивные состязания у хакасского народа

Тюрки Хонгорая, как и все скотоводческие народы Великой Евразийской степи, питали особую страсть к лошадям, служившим «крыльями» кочевника, и были большими любителями конских скачек и соревнований. В устном народном творчестве хакасов кони наделялись такими качествами как богатырская сила, удивительная выносливость, ум, преданность хозяину и т. д.

Мифический крылатый конь, обычный персонаж в героическом эпосе под названием «аранчула», никогда не испытывает чувства голода, жажды и никогда не устает. Он имеет семь сердец, т. е. в нем заложено семь лошадиных сил. Глаза «аранчула» горят огнем, из его ноздрей пышет пламя и валит дым, в его монолитном теле нет складок, среди его литых позвонков нет сочленений. Пар, вырывающийся из его грудей, превращается в синий туман, пар от его пота поднимается к царскому небу и нависает тучей. Во время бега он вытягивался как тетива лука, сворачивался и разжимался словно куница. Через желтые степи, где не садится сорока, «аранчула» летит, словно дальнобойная стрела, в сухих степях, где не сядет даже ворон, проносится словно бронебойная стрела. Он был похож на красивого селезня, быстро плывущего по воде, он был словно в небе ястреб, раскинувший свои крылья. Черная земля колышется, небо дрожит от бега «аранчула». Там, где его копыта ударили землю, остаются заливные озера, там, где его копыта разбили землю, остаются широкие пруды. Если он заденет за крепкий камень, то загорается синее пламя, там, где заденет острый камень, загорается красное пламя. Богатырский конь ушами рассекает высокие облака, лбом пробивает низкие облака. Его ржание, раздающееся под луной и солнцем, было похоже на звук серебряного и золотого горна. [Бутанаев, 2008, с. 55.]

До вхождения в состав России основу войска тюрков Хонгорая составляла конница. В XVII в. русские документы сообщали: «А садится их на лошади с копьями в куяках человек с четырехсот, да человек с пятьсот садится в саадацах и древками, ... и с ними, государь, изменниками, твоим государевым людям без коней биться не можно». [Абдыкалыков, 1968, с. 33.]

Основным колющим оружием хонгорского всадника являлось копье «чыда». При походном строе, чтобы всадник не уставал, основание древка копья укрепляли в стремени. Во время кратких остановок воины, не слезая с коней, отдыхали, опираясь на копье своим правым боком. Перед началом боя богатыри здоровались с противниками, скрестив наконечники копий, обменивались приветствиями, скрестив лезвия сабель. В поединках умудренные опытом воины упирали основание древка копья в переднюю луку седла и, используя силу лошади, пробивали латы - «куя-ки», единоборцев.

До присоединения Хонгорая к России проводились турниры «чыда сазыс» - поединки на конях с копьями. В настоящее время память о них сохранилась только в фольклорных произведениях.

Турниры проводились летом, во время общественных праздников. Участники поединка одевались в войлочные и кожаные доспехи, голова закрывалась шлемом «гулага». Турнирная пика «чыда» на ударном конце имела тупое деревянное утолщение. Всадники становились по разные стороны турнирной площадки, а затем по команде разгоняли коней и съезжались, держа наперевес пику. Согласно правилам турнира, надо было на полном скаку ударом тупой пики выбить соперника из седла. Наносили удар только в закрытую броней грудь. Ныне поединки «чыда сазыс» забыты.

У тюркских народов подобные поединки были известны киргизам под названием «эр сайыш». Турнирные пики у них окрашивались в красный цвет. В единоборстве киргизских всадников был разрешен правилами прием держания пики, при котором один ее конец упирался в луку седла. У хонгорцев он был запрещен. [Симаков, 1984, с. 53.]

Самыми популярными спортивными состязаниями в Хонгорае были конные скачки «ат чарыс», которые бывали и летом, и даже зимой. Беговые кони носили названия «чугюрюк», «кулюк», «чорыхчыл», «ойластыг». Выдающийся скакун с монолитной спиной и цельными копытами имел особое обозначение - «тулбар». В старые времена у каждого уважающего себя хонгорского скотовода имелись беговые лошади «тулбары». Каждый крупный бай считал за честь иметь у себя такого коня. На них ставились крупные ставки, пари. Тулбар и его хозяин были предметом разговоров всей хакасской степи.

В зависимости от вида конского бега, скаковых способностей отмечались следующие аллюры: «чорга» - иноходь, «сайбыр» - гарцевание, «соплат» - трусца, «чортыс» - рысца, «халых» - галоп. Если конь сбивается с иноходного аллюра, то его учат. Чтобы иноходец хорошо гарцевал, на уровне колен связывают его ноги попарно. Если не наложить путы, то он не пойдет иноходью и будет сбиваться с аллюра.

Расстояние (меет, мизее) пробега коней на скачках составляло от 1-3 верст до 20-30 верст, иногда до 50 (в зависимости от возраста коней). Небольшая дистанция носила название «кистем». В связи с этим и спринтерский конь, бегущий на близкие дистанции, обозначался соответственно - «кистем ат» (быстро бежит, затем выдыхается). Длинная дистанция в 20-30 верст называется «солгам», а кони, бегущие на длинные расстояния, - «солгам чористиг». Очень большие дистанции - до 50 и более верст - обозначаются словом «салбы», и, соответственно, конь-стайер называется «салбы чугурджен».

Места старта и финиша определялись в одном месте. Например, постоянным местом проведения скачек в долине Абакана была степь «Чабыс-аас», где дистанцией служило расстояние от р. Уйбат до г. Уйтаг и обратно. По правобережной стороне р. Абакан менгир «Ат чарысчанг кюзе», стоящий у аала Кюнре, служил стартом и финишем при конских состязаниях. В долине Белого Июса дистанцией пробега было расстояние от местности Сарае у горы Таарбиг, через Когенек в долине Чулыма, и до Енисея у д. Яново и обратно. В редких случаях старт (пас меет) находился вдали от места проведения праздника, но финиш (азах меет) был всегда в центре, и всегда возле него толпились сотни зрителей, ждавших исхода скачек. Финиш обозначался установленным шестом с флажком «туглыг сольги» или им служил какой-нибудь курган.

Обычно хозяева, имеющие скакунов, бились об заклад и договаривались о дне и месте проведения соревнований. В заклад ставили скот или деньги. Заклады были от 30 до 300 рублей (в царские времена), а также от 1 до 40 голов крупного скота. Баи в заклад ставили до 100 волов. Собирались заклады не только с хозяев лошадей, но и их друзей, братьев, сторонников. Вино входило в заклад - выигравший ставил четверть водки. В скачках могли участвовать несколько коней одного хозяина.

Выбирался судья или посредник, называемый по-хакасски «поракаа». Он отвечал за порядок на скачках. Ему сдавали закладные деньги участники пари. Накануне скачек посреднику (поручику) сдавали на поруки половину (50 %) суммы закладных денег. От каждого хозяина выбиралось в свидетели по два человека. Если один из закладчиков в дальнейшем отказывался от участия, то его аванс (залог в 50 %) пропадал и шел в пользу оставшегося участника. Срок проведения скачек, от заклада до пуска лошадей, назначался в пределах от одного месяца до двух недель.

Для подготовки лошадей к скачкам существовали специальные яровщики (по-хакасски - «палгагчы»). Накануне соревнований скакуна — тулбара, сначала откармливают, чтобы тело стало сильным. После этого коня специально выдерживают на привязи. За неделю до начала соревнования тулбара седлали и каждый день гоняли до изнеможения. Ночью его не кормят, а утром прогоняют до пота. Затем он обсыхает, стоя на привязи. Вечером делалась разминка, водили на поводу. За трое суток до начала скачек тулбара привязывают к коновязи. Ему не давали ни пить, ни есть. Готовность коня проверяли по подтянутому животу, шерсти на крупе и его кизяку. Утром в день скачек пробовали выжать кизяки. Если из каловых масс выделялась жидкость в результате сдавливания, то тренировку необходимо было продолжить. Но если кизяк был сухим, как кремень, из которого высекают искры, то яровой конь готов к бегу. На крупе готового к бегам коня гладкая шерсть вставала дыбом. Невыдержанный, сытый конь сгорает от жира во время скачек. С другой стороны нельзя передержать коня на привязи, иначе он станет бессильным. Такого коня называли «хылбыс». Чересчур поджарые «хылбысы», лишь немного пробежав, уставали.

После скачек яровщику за работу отдавали 25 рублей от сотни выигранных закладных денег, 5 рублей от пятидесяти, 3 рубля от 30, а если лошадь просто пробегает, не выйдя вперед, то давали только на водку.

Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивалось несколько заездов. За один заезд могли пустить от двух до 20 лошадей. Сначала запускаются главные кони, после них начинаются бега мелких лошадей. В бегах участвовали лошади всех возрастов. Перед стартом выстраивали всех лошадей и проводили перед собравшимся народом, представляя каждого скакуна болельщикам.

Седоками или жокеями на скакунах у всех тюрко-монгольских народов Евразии являлись мальчики-подростки от 9 до 13 лет. Седоки носили хакасское название «сапанджи». Сидели они без седла, только на потниках. В сказаниях говорится, что подростки, участвующие в конских забегах, страдали от того, что у них ноют икры ног. Необходимым атрибутом седока была легкая короткая нагайка - «соданг хамчы». Кони бежали только с одними уздечками и подвязанным в узел хвостом. Седоки были в рубашках, в коротких штанах, на ноги надевали вязаные носки, голову обматывали платком, который завязывался узлом на затылке. Платки были разных расцветок, чтобы различать наездников. Иногда среди «сапанджи» встречались и лихие наездницы-девочки. Например, такими были в детстве известные сказительницы Обдо Кулагашева и Поскон Арыпкаева.

Всадников-победителей угощали айраном, вручали призы: скот, деньги и т. д. Победивший седок подъезжал к главе своего рода. Старейшина давал победителю чашу с айраном. Последний отпивал из чаши, а остаток выливал на круп коня.

Если скакун приходил первым, то его седок получал от хозяина премию — 10 % от заклада. Например, 10 рублей от 100 рублей или 10 овец от 100 голов.

В скачках на длинные дистанции существовал обычай «сагыр» -«стоять на крупе», т. е. на завершающем этапе перед финишем подгонять ударами по крупу приближающуюся лошадь. Имелись специальные погонщики - «сагырджи», которые не принимали непосредственного участия в скачках. Перед финишем они выезжали навстречу бегущим лошадям (на одного коня выезжало от двух до пяти «сагырджи») и ударами плетей по крупу подтягивали отстающих или сильно уставших коней.

На скачках звучали возгласы подбадривания участников конных состязаний. Ездок во время бега на конных скачках гикал: «хыйт-хыйт» или «хуух-хуух». Конь от подбадривающих криков «хыйт» бежал еще быстрее аллюром.

Специальные судьи - «поракаа», определяли первенство прибывших коней и седоков. Они же давали особые звания лошадям-победителям в заездах.

На финише, если скакуны приближались вместе, то определяли порядок первенства по следующим показателям: «аргамджы суны» - длина аркана (т. е. вторая лошадь отстала на длину аркана в шесть саженей), «тин суны» - длина повода (т. е. вторая лошадь отстала на длину повода в три сажени), «хузурух сюре» - догоняя хвост (т. е. голова второго скакуна идет у основания хвоста первого тулбара), «нан сюре» - догоняя бок (т. е. голова второй лошади идет около крупа первой), «чуген харызы» -четверть уздечки (т. е. первый конь вырвался вперед на четверть головы), «суглух пылаза» - отнимая удила (т. е. кони пришли почти враз, но первая опередила вторую на длину удил). Если скакуны пришли морда к морде, то значит была «хайым», т. е. ничья. В таком случае скачки устраивались заново, с добавлением дистанции.

Хозяин коня получал выигрыш — «мёрий». Победитель конских состязаний ставил угощение для судьи и своих свидетелей. На скачки приезжали купцы и скупали выигранный скот. Они привозили водку, продавая ее с надбавкой. Народ пел и веселился, а проданный скот ревел.

Конные скачки, проводимые на свадьбах или на поминках, носили название «той-бай» или «аламан чарыс». В 1737 г. служилые казаки сообщали о хакасских свадьбах: «И как съедят мясо и выпьют вино, то мужики сядут на коней и возьмут скотинью грудину, на конях сидя, едят и бегают, то у них называется вместо потехи». [Потапов, 1952, с. 115.]

Обозначение праздничных игр словом «той-бай» несомненно связано с общетюркским названием конских скачек — «байга». Казахи, киргизы и башкиры устраивают «байгу» по случаю семейных и религиозных праздников. У казахов «аламан байга» означает «марафон, конные бега на длинные дистанции». В киргизском языке «аламан байга» - это гандикап, т. е. скачки, в которых участвуют лошади любых возрастов. Аналогичные скачки - «аламан чарыс» - проводились и в Хонгорае. Ныне эти массовые заезды всадников на торжествах ушли в прошлое. Однако в загадках до сих пор осталось выражение «аламан чохыр», которым обозначаются многочисленные следы людей и коней на выпавшем снегу. Данный термин восходит к древнетюркскому «yaliman» — грабительский набег. Исследователь Г. Симаков считает, что скачки «аламан байга» когда-то имели военную функцию и носили характер военного набега, военного нападения. [Симаков, 1984, с. 84.]

Во время больших праздников и свадебных игр в Хонгорае проводили развлечение «чаланг чапчаа» (верховое удальство или верховая езда на проворность). На выбранной ровной площадке, рядом с уважаемыми старейшинами, на земле укладывалась вышитая женская рукавица с монетой. Согласно условиям «чаланг чапчаа», надо было на полном скаку коня поднять с земли рукавицу. На краю установленной площадки собирались удалые джигиты. Всадники выезжали на эту джигитовку по очереди и стартовали по команде судей. Кто поднимет на скаку с земли заветный предмет, получал приз. Выполнение этого трюка требовало большого умения верховой езды в седле.

Хонгорцы устраивали соревнования «чазаг чарыс»- букв, «пешие скачки». Хорошие бегуны соревновались в беге с лошадью. Дистанция опреляется в 50 саженей, на старт выходят бегун и всадник на коне. Бегуну дается фора - конь на старте повернут головой в другую сторону. Пока всадник развернется, проходит определенное время, за которое бегун может преодолеть половину расстояния.

 Источник: текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая