Головные боли считались происходящими от небесных сил. Для того, чтобы вернуть их расположение, ставили сивого ызыха, который считался небесным, и специальный врачеватель — «чилбегчі» — обмахивал голову больного березовым опахалом (сабыт) с привязанными белыми и синими флажками. По, хакасским понятиям, сивый ызых и березовое опахало притягивали к себе расположение небесных сил.

При ушибах головы и сильных болях хакасские лекари специальным шпагатом по окружности черепа отмечали четыре точки (лоб напротив носа, виски напротив ушей, затылок напротив ямки) Потом крест накрест по этим же точкам замеряли череп сверху. Если расстояние между точками непропорционально, то значит черепные швы сдвинуты. Особым способом и характерным для хакасов движением производили массаж головы Затем опять измеряли голову, и если все точки располагались равномерно, то лечение заканчивалось. Иногда определяли, что головная боль, особенно сопровождающаяся общим ухудшением зрения, происходит от «срастания» кожи головы с черепом. Для лечения волосы головы разделяли на квадратные проборы, которые затем методично, резко и сильно дергали (обычно зубами). Если был вдавленный перелом черепа, то хакасский лекарь смазывал маслом поврежденное место, осторожно массировал вокруг него, а затем ртом, медленно всасывая, вправлял пролом.

Источник: Бутанаев В.Я., Верник А.А., Чухрова Г.В. - Народная медицина Хакасско-Минусинского Края / подгот. проф. Бутанаев В.Я. Лаборатории этнографии НИС ХГУ им. Н.Ф. Катанова., изд. ТОО "МЕДИНКОМ", Лаборатория этнографии НИС ХГУ им. Н.Ф. Катанова.,- Абакан. 1995 г.Источник материалы из сайта AskizOn.ru - сайт о Хакасии...: