Выделка овчины для шитья шубы мастерицами - М. П. Чебодаева
- Информация о материале
- Хакасская национальная одежда
- Просмотров: 278
Выделка овчины для шитья шубы мастерицами - М. П. Чебодаева
Во II половине XIX - в начале XX века хакасы шили одежду преимущественно из покупных'холстов и сукна, готовых фабричных тканей: ситца, сатина, плиса, кашемира, шелка и др. Для пошива верхней зимней одежды применяли овчины, для изготовления обуви - кожу, шкуру оленя и крупнорогатого скота. Определенное значение имели для декора и украшения шуб - меха пушных зверей (белок, соболя, лисиц, куниц, бобра и др.). Верхнюю зимнюю одежду: полушубки, шубы, тулупы, а также рукавицы, шапки - в XIX - начале XX века шили преимущественно из овчин. Выделкой овчин занимались женщины во многих улусах непосредственно для своих нужд, кроме того были специальные овчинники, поставлявшие свою продукцию на продажу.
В 1770 году впервые ученым П. С. Паласом была описана технология обработки шкур для шитья шубы. Он сообщил: «По большей части делают оные (т. е. шубы-прим. автора) из кож диких коз, кои бабы приготавливают разварившейся звериною печенкою в сутки и умеют оную выделывать зубчатою скребницею на кольнях мягкою» [21. С. 460-461].
В 1805 году исследователь Г. И. Спасский писал, что: «мягкую рухлядь, овчины и другие кожи выделывают кочующие сами, с обыкновенною простотою. Отличающего все работы их и произведении, употребляя к тому разваренную печенку, кислое молоко и мозг животных, также дымление и натирание медом; сверх того гладят кожи, при выделке их деревянной скребницею» [22. С. 195].
В 1898 году исследователи А. А. Кузнецова и П. Е. Кулаков отметили технологию выделки шкур у минусинских татар: «Высушенную овчину «хой тирзы» намазывают кислым «арчы», остающимся от приготавливаемой инородцами молочной водки или вымачивают в кислом молоке, вытягивают во всех направлениях и от 2 до 3 часов обделывают особым деревянным ножом с мелкими с двух сторон зазубринами «изрек», потом овчину раскладывают на земле, посыпают свежим овечьим пометом и дают полежать некоторое время, затем опять начинают обделывать, на этот раз уже ножом или косой (литовкой), мнуть прямо руками, моют и дают просохнуть. Когда овчина совсем высохнет, ее отминают снова, слегка намазывают с помощью мягкой тряпки вареной, истолченной в ступе и заквашенной айраном печенкой, еще раз скоблить ножом, вымывают мех и дают некоторое время повесеть в юрте. Перед тем как шить шубу, обувь или рукавицы, эти овчины натирают мукой и чистят ножами. Выделанная овчина называется «истын хой тирзы» и стоит около 1 руб. 30 коп., тогда как невыделанная овчина стоит коп. 70» [23. С. 178-179].
Обработкой овчины занимались в основном женщины. Вымытую и высушенную овчину натирали сывороткой, намазывали ровным слоем закваски и оставляли в свернутом виде на 1-2 дня. Жир и мездру снимали ножом или старой косой. Разминали специальным деревянным инструментом с зазубринами «изірек» и крюком, снабженным обломком косы.
Для шитья шуб женщины изготовляли нитки «чіп» из конопли «кіндір», льна и конского или скотского сухожилия. Сухожилие для этого высушивали, затем разбивали колотушкой или молотком. Мягкое сухожилие можно было теребить на отдельные нити - волокна различной толщины, из которых в свою очередь сучили нитки. Сучили нитки на голых коленях ладонью. Нитками собственного производства шили все виды одежды и обуви.