Дыхание является важнейшей составляющей биологической жизни, а правильное дыхание дает человеку здоровье и долголетие. Функционирование всех органов тела зависит от дыхания. С воздухом человек поглощает мощный энергетический заряд, который, будучи упорядочен и усвоен определенным образом, может буквально обновить весь организм. Управляя дыханием, человек не только улучшает свое самочувствие, но и упорядочивает течение двух полярных потоков, циркулирующих в теле, а это является основой любой шаманской работы.

Принято считать, что специальные дыхательные упражнения были разработаны индийскими йогами, практикующими хатху (от «ха» - дыхание Солнца и «тха» - дыхание Луны). Тем не менее, можно утверждать, что различные способы дыхания были известны задолго до становления индуизма, в практиках которого произошло их усовершенствование. Особые типы дыхания применяются, например, в практике горлового пения у народов Юго-Восточной и Южной Сибири, используются при подготовке шамана к обряду и во время самого камлания для облегчения вхождения в транс. Сведения о них часто встречаются в фольклоре народов Сибири и Крайнего Севера. Влияние индийской или буддийской философии в ряде случаев полностью исключается. Это говорит о глубокой архаичности некоторых дыхательных техник, которые во время становления современных религиозных систем были адаптированы к новому мировоззрению.

В представлениях народов Алтае-Саянского нагорья, каждый человек получает при рождении на «лунно-солнечной земле» дыхание (тын) и двойника (кут). Во время сна двойник, под которым иногда понимается душа человека, отделяется от физического тела и путешествует в виде маленького огонька, а после смерти уходит к божествам страны мертвых.

«Я неоднократно слышал от телеутов и шорцев, что он [двойник] использует для выхода и входа носовые отверстия, - пишет Л.П. Потапов в своей фундаментальной работе «Алтайский гиаманизм». -Один из моих спутников по промыслу говорил, что если спящему положить под кончик носа уголек, то он не проснется до тех пор, пока уголек не свалится, так как двойник побоится войти в тело. В связи с этим мне было сказано еще, что во время промысла в тайге надо быть особенно осторожным и опасаться во сне выхода своего двойника, ибо его мог поймать хозяин горы или тайги, и тогда охотник заболевал, возвращался домой и обращался к шаману».

Шаманы, которые могли видеть двойника не только во сне, но и наяву, во время обряда камлания находили его в тех или иных областях потустороннего мира, приносили на землю и вбивали ударом в бубен в правое ухо больному.

В традиционных учениях говорится, что повседневное дыхание должно быть ровным, свободным и иметь глубину. Шаманы сравнивают его с волной (тюрк, ак), которая, то накатывает (на вдохе), открывая великолепие внешнего мира, то откатывает (на выдохе), погружая человека внутрь самого себя (тюрк. агым-дыханиё). Глубина вдоха и выдоха, а так же сопутствующая им сила часто передается в мифах в аллегорической форме. Герои сказаний дышат так, что из их ноздрей летит дым и огонь. От их дыхания деревья прижимаются к земле и сдвигаются горы.

«Только сознательным регулированием нашего дыхания мы можем достичь сопротивления, гарантирующего долгую жизнь без болезней, - пишут С. Эсудиан и Э. Хейч. - Небрежное поверхностное дыхание сокращает наши годы, уменьшает жизненные силы и делает нас чувствительными к самой незначительной из всех болезней - к простуде. Первобытный человек жил в естественных условиях и не нуждался в том, чтобы его учили дышать. Борясь против стихий и за свое существование, преодолевая суровые погодные условия, он находился в движении, постоянно пребывая на открытом воздухе. В этих условиях сами собой возникали естественные изменения в дыхательном ритме... Для человека, оторванного от естественной жизни, есть только один путь, который заставит его думать о своем здоровье - это болезнь».

За тысячи лет человеческого времени были обнаружены десятки, а то и сотни видов различных дыхательных упражнений, как целительных, так и трансовых. Как правило, их выполняют, сидя в позе Орла (на пятках) или в позе Ворона (со скрещенными ногами: правая перед левой - для мужчин и левая перед правой - для женщин). Первая поза означает принятие чего-либо со стороны, готовность внимать и слушать, а вторая - свершение, отдачу, достижение.

Ниже представлены некоторые виды древних дыхательных упражнений. Практика всегда начинается с полного выдоха через нос; для окончания можно использовать мантру «Ясау»(тюрк, «сделать», «произвести») и сделать поклон вперед (рис.74). Для лучшего эффекта дыхательные практики рекомендуют

выполнять без одежды, чтобы открыть кожное дыхание. Тело должно быть расслаблено и включено в процесс, а голова - свободна от посторонних мыслей. Мансийские шаманы говорят при этом: «Не думай туда, не думай сюда. Иначе - можно не делать». Продолжительность каждой практики составляет 20 -30 минут, а после освоения - более получаса, если нет иных указаний.

Охота за дыханием

Дыхание, подобно сердцебиению или пищеварению, является бессознательной потребностью человеческого организма. Человек не может заставить себя не дышать продолжительное время и не может постоянно помнить о том, что дышит. Но он в состоянии следить за своим дыханием, сделать его объектом созерцания. Задача охоты за дыханием состоит в том, чтобы делать вдох, выдох, а так же паузы между ними осознанно. Это не означает, что сам процесс дыхания превратится из автоматического в механический. Целью практики является устранение внутреннего диалога ума с самим собой, достижение спокойствия, условий необходимых для выполнения работы шамана.

Основная особенность охоты состоит в том, что ее можно выполнять где угодно, так как она не требует никаких специальных поз, и естественность обычного дыхания при ней не нарушается. Начинать охоту лучше на вдохе.

Сделайте вдох с осознанием того, что это - вдох. Воздух проходит через носовые отверстия, опускается в легкие и наполняет их. Далее следует еле заметная пауза, которая является внутренним центром человека. Ее необходимо созерцать особенно тщательно, хотя это и трудно. Произведите выдох. На выдохе легкие сжимаются, и воздух поднимается вверх. Между выдохом и новым вдохом существует еще одна пауза, которую также нужно созерцать, ибо - это внешний центр.

Диалог с самим собой не исчезнет сразу, потому что ум будет постоянно отвлекаться от дыхания и переключаться на что-нибудь постороннее, но, со временем, осознание собственного дыхания может стать совершенно естественным.

Для лучшего понимания смысла практики древние мистики отправлялись в новолуние в горы и там, в течение двадцати семи дней, то есть до окончания лунного цикла, практиковали охоту за дыханием все двадцать четыре часа в сутки, дав на это время обет молчания и заточив себя в пещере.

При 27-дневном выполнении первые девять дней обычно уходят на борьбу с самим собой, на битву ума и разума. Если человек не отступает, его духовная часть одерживает верх, и во второй девятидневный период приходят видения духов. В это время человеку кажется, что дыхание его совсем прекратилось, а сам он умер и отделился от материального тела. В созерцании этого нового состояния проходят последние девять дней.

Дыхание четырех стихий

Дыхание четырех стихий - это комплекс, составленный из нескольких типов дыхания. Каждый из них соотносится с тем или иным первоэлементом:

Вдох и выдох через нос - Земля;

Вдох через нос, а выдох через рот - Вода;

Вдох и выдох через рот - Воздух;

Вдох через рот, а выдох через нос - Огонь.

Поочередное выполнение всех четырех видов дыхания составляет цикл.

Вдох ртом производится только через свернутый в трубочку язык, чуть высунутый изо рта, чтобы не застудить горло. Выдох ртом - обыкновенный. Дыхание четырех стихий применяется при медитативной работе и сопровождается визуализацией.

Сделайте медленный глубокий вдох носом так, чтобы воздух волнообразно прошел от живота к плечам (агым-вдох). Таким образом, воздух заполнит все части легких. В той же последовательностиот живота к верхней части грудной клетки - произведите выдох (агым-выдох). Один цикл составляет 18 ударов пульса: 8 ударов - вдох, 2 - пауза, 8 - выдох, 2 - пауза (см. Специальные упражнения для укрепления голоса. Волнообразное дыхание). Для правильного отчета вначале можно просто медленно считать, условно приравняв один счет - одной секунде и одному удару сердца.

Выполняя дыхание Земли, почувствуйте, как в центре груди формируются два энергетических сгустка шаровидной формы. Один из них поднимается на вдохе вверх и выходит из тела через голову, а другой опускается на выдохе через ноги вниз. Дыхание Воды должно объединить эти шары единым энергетическим потоком, двигаясь вверх - к верхнему шару на вдохе и изливаясь вниз - к нижнему шару на выдохе. Стихия Воздуха стягивает на вдохе сознание и все окружающее пространство в точку, а на выдохе рассеивает его во все стороны. Огонь на вдохе - согревает, а на выдохе -излучает свет и тепло.

При каждом новом вдохе-выдохе ощущения все более и более усиливаются, потом возникает чувство эйфории и самодостаточности. Весь цикл выполняется один раз. Продолжительность каждой фазы определяется индивидуально.

Медитация символизирует возникновение и развитие Вселенной. При отделении шаров происходит формирование космической оси или Мирового Древа, соединяющего верх и низ Мироздания. Водяной поток - это два животворящих течения Вселенской Реки, струящейся по Древу. Сжатие и распыление соответствует формированию вокруг Древа пространства, которое дыхание Огня наполняет смыслом, силой и жизнью (рис.

75). Согласно шаманским представлениям, так когда-то дышал Великий Дух, создавая мир.

Дыхание Солнца и Луны

При дыхании Солнца и Луны, которое иногда называют союзом Солнца и Луны, вдох и выдох делают попеременно через разные ноздри. Правая половина тела и левое полушарие мозга соответствует Солнцу, мужскому, активному началу, огню, а левая половина тела и правое полушарие - Луне, женскому, пассивному началу, воде (рис. 76). Для мужчин более типично левополушарное, абстрактно-логическое, вербальное мышление, а для женщин - правополушарное, пространственно-образное и невербальное мышление.

Солнечно-лунное дыхание усиливает психическую активность, приводит организм к равновесию начал, а так же способствует достижению осознанного сновидения, то есть состояния, когда спящий знает, что он спит и все окружающее ему снится.

Выполнение для мужчин

Сделайте полный выдох для очищения легких и зажмите ноздри справа и слева большими пальцами. Сконцентрируйте внимание на середине груди, в точке выше солнечного сплетения на уровне сердца или на самом сердце. Отпустите левую ноздрю и сделайте глубокий волнообразный вдох, акцентируя внимание на сердце и ощущая, как энергия проходит по левой стороне позвоночника. Вновь верните большой палец в исходную позицию на левой ноздре, задержите дыхание и сосредоточьтесь на макушке головы. Откройте правую ноздрю и сделайте выдох, направляя движение через макушку вверх. Зажав обе ноздри, задержите дыхание, сосредотачиваясь на солнечном сплетении. Теперь вдохните через правую ноздрю, убрав нажим большого пальца. Одновременно с этим представьте движение энергии с правой стороны позвоночника. Верните большой палец правой руки в исходную позицию и задержите дыхание, сосредоточившись на темени. Откройте левую ноздрю, как бы выдыхая через темя. Перекройте обе ноздри, задержите дыхание и перенесите внимание на сердце для перехода к вдоху через левую ноздрю. Повторите весь цикл девятикратно.

Выполнение для женщин

Сядьте прямо со скрещенными ногами. Сделайте полный выдох для очищения легких и зажмите ноздри справа и слева большими пальцами. Сконцентрируйте внимание на середине груди, в точке выше солнечного сплетения на уровне сердца или на самом сердце. Отпустите правую ноздрю и сделайте глубокий волнообразный вдох, акцентируя внимание на сердце и ощущая, как энергия проходит по правой стороне позвоночника. Вновь верните большой палец в исходную позицию на правой ноздре, задержите дыхание и сосредоточьтесь на макушке головы. Откройте левую ноздрю и сделайте выдох, направляя движение через макушку вверх. Зажав обе ноздри, задержите дыхание, сосредотачиваясь на солнечном сплетении. Теперь вдохните через левую ноздрю, убрав нажим большого пальца. Одновременно с этим представьте движение энергии с левой стороны позвоночника. Верните большой палец левой руки в исходную позицию и задержите дыхание, сосредоточившись на темени. Откройте правую ноздрю, как бы выдыхая через темя. Перекройте обе ноздри, задержите дыхание и перенесите внимание на сердце для перехода к вдоху через правую ноздрю. Повторите весь цикл девятикратно.

Как вариант этой практики можно делать по три вдоха для каждой стороны и не перекрывать обе ноздри во время задержки дыхания. Так же ноздрю можно зажимать не большим пальцем, а безымянным, прижав подушечку большого пальца к основанию безымянного. Этот способ практикуется в тибетской йоге сна. Несмотря на кажущуюся сложность упражнения, после некоторого навыка оно будет выполняться достаточно легко и быстро принесет результаты.

Древние говорили, что если союз Солнца и Луны выполнять четыре раза в день (на рассвете, в полдень, на закате и в полночь), то можно выйти из оков земных законов и ограничений. Так же этот тип дыхания можно практиковать в паре -мужчине и женщине, что применяется в техниках работы с сексуальными энергиями. Например, женщина выдыхает воздух из левой ноздри, а мужчина ловит его, вдыхая правой. Потом мужчина выдыхает правой ноздрей, а женщина вдыхает левой. Это похоже на традиционный вариант поцелуя у народов Крайнего Севера, например у чукчей и эскимосов, которые при встрече трутся носами и вдыхают выдох и запах партнера.

Дыхание Солнца и Луны имеет под собой древнюю аллегорию, согласно которой когда-то Солнце-Дочь светило ночью, а Луна-Сын - днем. После того, как Солнце-Дочь похитил ночью дух урагана, брат и сестра поменялись местами, то есть Солнце стало освещать землю днем, а Луна - ночью (рис. 77).

Помимо Солнца и Луны этот тип дыхания связан в шаманской мифологии с двумя точками на небе - зенитом и так называемой дырой, находящейся за Полярной звездой. Солнечная энергия имеет отношение к зениту, а лунная - к дыре за Полярной звездой. Этими двумя точками обуславливается разница в акцентах во время задержки дыхания (макушка -темя). Несмотря на то, что начало выполнения практики соотносится с севером (при ежедневных упражнениях начальной точкой отсчета служит полночь, олицетворяющая новолуние и мистическое Ночное Солнце), направление на юг считается движением вперед (наибольшее восхождение Солнца в полдень и полнолуние). При любой ориентации практику-

ющего, зенит (Солнце) проецируется на макушку. При обращении на юг, Полярная звезда, имеющая склонение к северу, находится позади, то есть ее прямой луч падает на темя. Поскольку прохождение энергий внутри тела отождествляется с движением светил (Солнце, Луна) и их возвышением (зенит, дыра), акцент во время задержки дыхания варьируется. Изменение внимания с солнечного сплетения на сердечное так же связано с принципом «выше - ниже», а так же с тем, что согласно шаманским представлениям, мистический центр человеческого организма равноподелен между этими двумя энергетическими областями.

Дыхание утки (Гагары)

Практика Утки связана с максимальной задержкой дыхания и концентрацией внимания. Она способствует достижению психического и соматического равновесия, излечению заболеваний легких и горла, улучшению работы сердца и щитовидной железы, исчезновению неврозов и навязчивых состояний. Дыхание Утки делает человека более уверенным в себе, спокойным, рассудительным, а так же используется в шаманской работе для улучшения процесса вспоминания снов и событий, произошедших во время транса.

Сделайте полный цикл глубокого волнообразного дыхания от живота к ключицам - агым-дыхание (вдох - 8 секунд, задержка -

2, выдох - 8, пауза - 2). При выполнении второго цикла задержите дыхание на 4 секунды, при выполнении третьего - на 8 секунд, словно поставив барьер внутри горла. Во время задержки сосредоточьтесь на щитовидной железе. Произведите медленный выдох через рот с одновременным произнесением звука «С-с-с...» (8 секунд). Вновь волнообразно наберите в легкие воздух через нос и, задержав дыхание на 16 секунд, произведите выдох. В следующие разы задержка дыхания должна составить 32 и 64 секунды. При трех последних задержках внимание должно быть сконцентрировано на макушке головы. При последнем выдохе, который делается через нос в течение 8 секунд, слегка коснитесь ладонями лица и проведите ими вниз, смыкая лодочкой на груди и опуская голову.

Схема учета времени

(за одну секунду принимается один удар пульса)

I. Концентрация на щитовидной железе:

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 2 с.

3. Выдох носом - 8 с.

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 4 с.

3.    Выдох носом - 8 с.

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 8 с.

3.    Выдох через рот (с произнесением звука «С-с-с») - 8 с.

II. Концентрация на макушке:

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 16 с.

3.    Выдох носом - 8 с.

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 32 с.

3.    Выдох носом - 8 с.

1.    Вдох носом - 8 с.

2.    Задержка - 64 с.

3.    Выдох через нос (с проведением ладонями по лицу) - 8 с.

Дыхание Утки (Гагары) можно назвать одной из древнейших практик. Детальное ее описание встречается в космогонических мифах народов Сибири. Так дышит Мировая Утка или Гагара, ныряющая в глубины Вселенной в поисках земли для создания тверди (рис. 78).

Вот как этот процесс представлен в священном мансийском сказании о возникновении земли:

«Сверху, с неба, летит железная гагара, ныряет в воду, чтобы найти землю. Ходила-ходила, вынырнула, никакой земли не нашла. Вдохнула-вдохнула, опять нырнула в воду. Ходила-ходила, вынырнула - опять пусто, нету земли. Немножко вдохнула третий раз нырнула, а когда вынырнула, так вдохнула, что горло лопнуло, но в клюве у нее была крошечка земли. Взлетела и удалилась в сторону неба...

На следующий день... с неба снова слышится какой-то шум: с неба вниз летит гагара. Ныряет в воду. Ходила-ходила, когда вы-

нырнула, ничего у нее нет, пусто. Немножко вдохнула-вдохнула, снова нырнула в воду. Снова ходила-ходила, когда вынырнула, тоже ничего нет. Немножко вдохнула, третий раз нырнула, когда вынырнула так вдохнула, что макушка лопнула. В ее клюве - большой кусок земли. Клюв обтерла об угол тундрового холма, потом улетела в сторону неба».:

Интересно, что перенесение внимания во время задержки дыхания с щитовидной железу на макушку согласуется с внешним видом гагары. На ее шее перья имеют красно-коричневый цвет, а весной на голове появляется украшение из рыжих перьев. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает глубокий эзотерический смысл данной дыхательной практики.