В давние времена был такой народ с коровьими копытами - мусма- лы. Они жили в тайге, в берестяных лачугах. Мусмалы с коровь­ими копытами походили на людей, но только были волосатыми. Они могли принять образ любого человека, которого видели. Они не могли ходить по гладкому льду из-за своих коровьих копыт, они не могли зале­зать на деревья.

Мусмалы любили воровать детей и, обжарив их на вертеле, съедали как лакомство. Взрослых людей они, убив, клали в яму и засаливали как рыбу. Чтобы избавиться от мусмалов, люди выкапывали ямы перед дверьми. Когда мусмал падал в яму, на него лили горячую воду и таким образом убивали.

У одной женщины муж ушел к соседям на шаманское камлание. У них был маленький ребенок, который еще не начал ходить, а только пол­зал. Еще в том же аале проживал младший брат мужа.

И вот женщина в юрте на каменной мельнице мелет зерно на талкан, ре­бенок ее рядом ползает по полу... Была зима. Вдруг видит, заходит младший брат мужа. Он говорит: «Твой муж просил принести ребенка, чтобы шаман проверил его здоровье». Женщина подхватила ползающего малыша и отдала ему. Младший брат мужа взял подмышку ребенка и вышел. Когда она отда­ла ребенка, у нее стало нехорошо на душе, внутри пробежал холодок.

В полночь вернулся ее муж без ребенка. Женщина стала спрашивать: «Где наш малыш?». Но муж ничего не знает. «Да, - говорит жена, - ты отправил сюда своего младшего брата, якобы попросил проверить его здоровье у шамана. Я отдала ему дитя». Муж рассердился: «Ты отдала ребенка нечистой силе!». Он начал ее бить.

Еще больше испугавшись, жена ночью побежала искать дитя. Она по следам стала

гнаться за мусмалом. Женщина зашла в глухую тайгу. Дол­го ли, коротко ли, она увидела в каком-то месте мерцающий огонь. По­дойдя ближе, обнаружила берестяную лачугу. Внутри ее сидели супруги мусмалы и грели спины у очага, кряхтя от удовольствия. Одного ребенка они жарили на вертеле. У малыша глаза лопнули и выскочили в огонь. Увидев это, мусмалы разразились проклятиями: «Пусть слезы твоих глаз достигнут твоих родителей, пусть твоим родителям будет плохо!».

А ребенок женщины сидит около огня и играет большим ножом, ко­торый ему дали в руки мусмалы. С тем ножом играя, ребенок ползает по полу. Женщина приоткрыла двери. Как позвать дитя? Если она закричит, то мусмалы услышат. Из-за двери она потихоньку показала свои обна­женные груди, которые сосал ребенок. Младенец, увидев грудь матери, приполз к дверям. Женщина схватила его и бросилась бежать. Мусмалы ее сразу не заметили. Только потом они спохватились, когда ребенка не стало. Они начали преследовать женщину с криками «Таку-таку!». «Горе твоим родителям, - кричат, - если догоним, то проглотим сырой!»

Женщина с ребенком добралась до большой реки, выбежала на глад­кий лед. Не сумев выйти на гладкий лед, мусмалы женщину с ребенком решили забросать камнями. Но камни надо принести. Кому это сделать? Ума у них не хватает. Думают: если один останется караулить, то съест добычу. Первый говорит: «Ты сходи». Другой отвечает: «Нет, ты сходи». Так и не договорившись, вместе отправились к каменным россыпям.

В тот момент женщина с ребенком от них убежала. Но вскоре оглянулась мусмалы опять ее догоняют. Тогда женщина взобралась на дерево и там 

спряталась. Мусмалы подбегают к дереву, но взобраться на него не могут из- за коровьих копыт. Им надо вернуться в берестяную лачугу за каменным топором, чтобы срубить дерево. Опять они не могут решить - кто останется сторожить. Если один останется, то съест добычу, если второй - тот может съесть. Поэтому они опять вдвоем отправились за каменным топором.

Женщина слезла с дерева и побежала домой. Стало светать. Когда со­всем рассвело, мусмалы вернулись в берестяную лачугу, а женщина доб­ралась до своего дома. Вернувшись в родной аал, она сообщила всему народу о мусмалах. Зайдя в юрту, она за дверью выкопала яму, пригото­вила медную булаву. Ночью, как только мусмалы зашли в юрту, они по­падали в яму. Женщина с мужем, ошпарив их горячей водой, побили их насмерть медной булавой.