На нашей земле до образования нынешнего народа, называемого «тадар», находился девятитысячный союз Хоорай (по-хакасски «Толай Хоорай»), Во времена лучного боя союз Хоорай объединял все племена в долине Енисея вплоть до Красноярска. Затем под давлением русских хоорайский народ переселился на юг, за Саяны.

В период вынужденного переселения из хакасских степей народ толай-хоорай для своей обороны на каждой горе строил крепостные сооружения. Только ради одного ночлега по реке Чаланчул хоорай- ские люди соорудили здесь крепость. Далее они отошли к перевалу Пулан-асчан (по-русски — Сохатин). Когда хоорайский народ на этой горе устраивал крепость, перед ним пробежал лось. В честь такого знамения эту гору так и назвали «Пулан-асчан», т. е. «Гора лосиного перевала». Затем хоорайский народ построил крепости на горах Парс- таг и Таар-бег. От этих крепостных сооружений они двинулись далее вверх по Белому Июсу.

Остановившись на горе Хызыл-хас, наверху сделали крепость. «Мы остановились в зажатом месте, поэтому эта гора пусть носит название «Хызыл-хас», - назвали толай-хоораи данную возвышенность. В месте «Хозанах хыс» (перед аалом Белый Балахчин) они перешли реку Белый Июс. Эта переправа до сих пор носит название «Хоорай кичии» (т. е. Хо­орайский брод). Потом девятитысячный союз народа хоорай покинул Июсские степи и ушел на юг. Некоторая часть хоорайского народа - ачинцы (по-хакасски «ажыг»), кызыльцы (по-хакасски «хызыл») и шуйцы (по-хакасски «шуш») остались здесь. Все указанные роды являлись ча­стью союза Толай-Хоорай.