Раньше в долине реки Тёя проживал великий шаман по имени Хоорай-кам, т. е. хоорайский шаман. В те далекие времена сагайцев называли именем «хоорай». Наш великий шаман прославился своими битвами с шорскими шаманами за сохранение жизненной силы «хут» хоорайского народа. Шорские шаманы считались сильнее сагайских ка- мов и поэтому часто «воровали души» у сагайских детей.

Однажды шаман Хоорай-кам отправился в Шорскую чернь (по- хакасски «Чыс чири») для того, чтобы украсть душу (хут) младенца для молодой семьи. Раньше, кто не мог вырастить детей, то просил шама­нов принести душу ребенка из другой земли. Наш хоорайский шаман отправился в свое путешествие и из Шории, выкрав детскую душу (хут), стал возвращаться назад. Его стал преследовать шорский шаман (по-хакасски «чыс-хам»). Народ, собравшийся в хакасской юрте на кам­лание, получил наказ от хоорайского шамана: «Как бы я себя ни вел, вы не бойтесь». Шорский шаман стал настигать Хоорай-кама. Тогда тот выскочил на улицу. Народ, сидевший в юрте, затих. Слышится им толь­ко как два шамана вступили в схватку на месте рубки дров во дворе. Их бубны в порыве битвы звучат только «ныш-наш». У народа от страха помутилось сознание. «Мы все погибнем», - стали причитать собрав­шиеся люди. Через некоторое время звуки битвы затихли, и хоорайский шаман вернулся в юрту. Вокруг аала деревья, словно трава, оказались скошенными. Когда он зашел, то люди увидели, что его бубен весь в крови. «Вот, смотрите, - говорит Хоорай-кам, - я, разбив голову шор­ского недруга, гнал его вплоть до горы Чалбарт. Там силы шорского шамана иссякли. Он от злости и огорчения сам вместе со своим бубном вошел в скалу Чалбарт».

На этой скале до сих пор виднеется отпечаток шамана вместе с буб­ном. После этого события наш хоорайский народ стал выращивать детей здоровыми и никакой шорский шаман не воровал их души.