До вхождения в состав России Июсская земля принадлежала кыр­гызскому девятитысячному союзу Хоорай (по-хакасски «Хырг- ыстын тогыс мун Толы Хоорай»). Во главе нашей страны стояли кыр­гызские беги, поэтому союз назывался кыргызским. Северная граница с Россией проходила по реке Урюп. До сих пор правый приток Урюпа но­сит имя Кургусуюл (по-хакасски «Хыргыс чул») - т. е. Кыргызский ру­чей, ставший на определенное время границей бывшего кыргызского союза Хоорай с северным соседом.

Однажды в долине Черного Июса хоорайские разведчики обнаружили неприятельский отряд, который двигался в сторону Подкамня (по-хакасски «Хуюлыг-хая»), На перевале у Подкамня имеется низина под названием Колойым. В том месте хоорайский князь Чатпазах-бег устроил казакам западню. В низине Колойыма поставил двух человек нарочно копать сарану, остальные воины спрятались в лощине Сырыптыг-ой. Ко­гда казаки подошли и увидели двух человек, то с криками - «Кыргызы, кыргызы!», - бросились на них с боем.

В этот момент стрелки хоорайского народа зашли в тыл неприятелей и перестреляли их из луков. Они уничтожили почти всех казаков, за ис­ключением двух батыров, поскакавших на север. Воины Толы-Хоорая преследовали их вплоть до Божьего озера (по-хакасски «Тегир-кёль»), Когда двух батыров зажали в тиски, то они на конях прыгнули в воды Большого Божьего озера. Расстояние от одного берега до другого - 15 верст. Один конь батыра, у которого была ременная подпруга, сумел пе­реплыть озеро. У коня другого батыра была волосяная подпруга, которая сжала брюхо, и животное вместе с хозяином утонули.

После этого события войска русского воеводы Хара Махачы высту­пили против кыргызского племенного союза Толы-Хоорай, и началась эпоха великой войны «хоорай чаазы», т. е. хоорайская война. Под дав­лением Российского государства хоорайский народ вынужден был от­ступить от р. Урюп на юг. За озером Тегир-кёль имеется перевал «Хыр- гыс-пили» — Кыргызская седловина. Здесь произошла первая крупная битва между кыргызским племенным союзом Хоорай и войсками Хара Махачы. Погибших хоорайских воинов похоронили на поле битвы, на возвышенности Хыргыс-пили. После гибели многих воинов хоорайский народ вынужден был отступить на южную окраину озера Тегир-кёль. На южной окраине Малого Тегир-кёля находится небольшое озеро Чаг- кёль, т. е. Сальное озеро. Около него хоорайский народ три дня отды­хал. Всеми семьями ели сало и мясо заколотого на еду скота. Поэтому озеро и было названо Чаг-кёль, ибо на его берегах сытно ел наш народ.

Затем, преследуемый казаками, хоорайский народ опять тронулся в путь. Воины Толы-Хоорая прошли через перевал около Тазоловских озер (по-хакасски «Юзен кол»), потом через степь Сарой и останови­лись под горой у озера Хан-кёль. Перед озером расстилалась открытая местность, а с другой стороны находилась крутая гора. ВЪины Толы- Хоорая залегли за скальными грядами этой горы. Женщин и детей они отправили в тыл за гору Сахсары. Через несколько дней дозор заметил надвигающуюся армию Хара Махачы. Когда враг достиг озера Хан- кёль, воины Толы-Хоорая бросились в атаку и выиграли битву. Много ратников погибло в той сече, поэтому озеро получило название Хан- кёль, т. е. Кровавое озеро.

Хоорайский народ на некоторое время закрепился в междуречье Чер­ного и Белого Июсов. На горных вершинах хребта Арга они поставили постоянные гарнизоны в крепостных сооружениях (по-хакасски «ciBee»), Вокруг реки Чаланчул от горы до горы воины Толы-Хоорая выкопали глубокий ров длиною в пять верст. В этом рву-окопе мог скрываться да­же всадник. Чаланчульское укрепление они соорудили за одну ночь. Здесь находилась главная ставка хоорайских князей.

Спустя некоторое время кыргызский племенной союз Хоорай посети­ли послы Хара Махачы с предложением подчиниться России. Хоорай­ский народ категорически отказался потерять свободу. Тогда войска Хара Махачы подошли к берегам Черного Июса. Стрелки Толы-Хоорая с горы Свее-таг обрушили на них поток стрел. Много воинов полегло с обеих сторон. Погибших воинов Толы-Хоорая похоронили у горы Остыг-хыр, где древние могилы до сих пор называются «хыргыс сооктер» (т. е. кыр­гызские могилы).

После этих событий хоорайский народ через перевал «Хоорай кош азии» (т. е. перевал хоорайского кочевья) переселился за Алтай в Кыр­гызскую землю (т. е. на Тянь-Шань).

Мастера Толы-Хоорая славились изготовлением золотой и серебряной посуды. Свое богатство хоорайские правители перед уходом из Июсской земли захоронили около перевала «Хоорай кош азии» под горой Сарыг- хая. Золотой клад народа Толы-Хоорай, как гласят предания, до сих пор хранится в недрах Июсской земли.