Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76 с.

После того, как окрепнут ребенок и его мать, обычно месяца через три, проводили именины - Пала той. К этому торжеству готовились тщательно, так как, согласно народной традиции, в жизни человека отмечалось всего три главных события - именины, свадьба и тризна по случаю кончины. На мясо резались овцы и готовился молочный напиток. Его наливали в большой казан, установленный на женской половине юрты. Гости взамен полученной чашки напитка бросали в казан монету, кольцо, перстень или перламутровые пуговицы. Это были подарки на зубок (тіс), чтобы у малыша зубы быстрее прорезались. Затем, после осушения казана, их привязывали к колыбели или делали браслетик на руку младенца. На именины родственники дарили скот - лошадей, коров или овец. За крупный скот существовал обычай отдаривания "харо", т. е. ребенок, став взрослым, должен был отплатить сторицей. За овец отдарка не требовалась.

Прежде чем садиться за стол, перед очагом поднимали блюдо с горячим мясом и угощали домашних духов. Затем, отрезав три куска жирного мяса от сердца, от правого верхнего ребра (погана) и от грудинки, бросали их в огонь. Только потом приступали к трапезе. Старцы пили чай и желали ребенку взять их долю долголетия. На именинах ребенку давали хакасское имя. Человек, собравшийся дать имя, освящал свои уста молоком белой коровы и садился на почетное место на белый войлок. Девочке давали имя пожилые женщины, а мальчику - старики. За это их одаривали одеждой. Они, в свою очередь, девочке подвязывали семь голубых бусин, а мальчику - три стрелы. Если при рождении ребенка заходил пожилой человек, то часто его имя давали младенцу, чтобы он тоже жил долго, как и вошедший. Старик вырывал из своей бороды три волоска, клал их под мышку новорожденного и говорил: "Оставляю тебе свое имя! Живи так же, как я, до старости, будь с такой же большой бородой! ”. Согласно поверью, человек, отдавший свое имя, может лишиться жизни. Ребенок якобы забирал часть его доли.

У хакасов была разработана своя система имен. Младенца не называли именами умерших. Почти любое слово могло стать антропонимом. Детей называли по этнической принадлежности: Хоорай (старинное самоназвание хакасов), Тадар (современное самоназвание хакасов), Хыргыс (т. е. киргиз), Саат (т. е. сибирский татарин). Имена могли иметь социальное значение: Тазоол (байский пастух), Кнес (родовой староста), Анны (охотник), Абахай (княгиня). Ребенка называли по месту рождения: Сахсаар (рожденный в горах Сахсаар), Хаңаа (родившийся в телеге), Ту-рачах (родившийся в доме). Часто давали имена птиц и животных: Хозан (заяц), Хуча (баран). Торгай (жаворонок) и т. д. В ряду имен девочек встречаются названия продуктов питания и принадлежностей украшения: Пызлах (сыр), Торгы (шелк), Ызырга (сережка), Хурчу (наперсток). Для имен мальчиков выбирали названия мужских предметов: Мылтых (ружье), Хыйлаг (курок), Хазан (котел).

В связи с христианизацией хакасского населения привились русские имена, многие в местном произношении: Апанис - Афанасий, Аркас -Аркадий, Самой - Самуил, Ойла - Ольга, Илона - Елена и т. д.