Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76.

На третий день после свадьбы новобрачную везли в гости к её родителям. На Тёргин ехали все участники свадьбы. Среди них обязательно были посаженные отец и мать, главная сваха (пас худағай) и её муж (пас худа). Отец новобрачного обычно не ездил. Молодая в последний раз надевала шапку невесты "сахпа”. Такую же шапку надевала девушка, сопровождавшая молодую (как правило, сестра новобрачного). Их лошадей за поводья вели мужчины. На праздник обязательно везли девять бочонков вина, которые выставлялись на обозрение во дворе усадьбы сватов. С их стороны выбирались люди, которые считали бочонки и проверяли их полноту. Если они оказывались неполными, то это считалось родителями молодой за оскорбление.

Свадебный поезд на дороге поджидали парни. Двое верховых перегораживали жердью путь и не пропускали процессию. Необходим был откуп в виде бочонка вина. Этот обряд носил название "тёге пазы" -начало преграды. Молодежь хватала подвязанный белым платком бочонок с вином, называвшийся "пас ат торсыгы”, и пропускала свадебный поезд под поднятой жердью. Сначала вся процессия объезжала селение сватов три раза по движению солнца, затем подъезжала к воротам.

Для того, чтобы ублажить родственников молодой, через ограду бросали один торсук вина (ідіс ахсы - початие). Наконец выходили навстречу семь девушек и, подвязав шелковые платки к поводьям лошадей, заводили приехавших в ограду. Сначала должен был сойти с лошади "пас худа” - муж главной свахи.

Новобрачный привозил с собой подарок (чооча) - целую тушу овцы со снятой шкурой, но с головой и двумя конечностями (правая передняя нога и левая задняя не отрезались). Он ехал на праздник верхом, с грузом на спине. В юрту тестя он входил с бочонком вина под мышкой и тушей барана за спиной. Сначала над новым зятем вершили "суд" (чаргы). Дядя по матери новобрачной или её старший зять нагайкой трижды стегал по спине стоящего перед ним на коленях молодого. После каждого удара бьющий благословлял: "Бью крученым кнутом,чтобы стали мы вечными родственниками! Бью витой нагайкой, чтобы мы стали крепкими родственниками! Бью длинным бичом, чтобы стали мы нераздельными родственниками! Уважай старших и почитай молодых!". В это время старшая невестка (ниге) или старшая сестра стегала березовым прутиком по пояснице молодуху и приговаривала: "Пусть не бьется у тебя посуда, пусть хорошо готовится у тебя пища!".

Затем новобрачные кланялись родителям молодой. Они становились на колени и, опустив головы, держали в вытянутых руках по две чаши с вином. До тех пор пока родитель не примет правую чашу и не поднимет рукой голову молодой, они не имели права вставать. Так они кланялись всем сидящим за столом братьям хозяина. После этого молодую усаживали на почетное место, а нового зятя выводили во двор, где ему предлагали тремя ударами разрубить чурку. Неудача считалась позором и расценивалась как плохой признак. Однако родственники со стороны новобрачной могли пойти на хитрость, чтобы помочь, или объявляли достаточным, если ему удавалось отрубить с края чурбана щепку.

Отцу молодой привозили в подарок "пас ат ханзазы" - орнаментированную трубку и вышитый кисет. Все участники праздника совместно раскуривали трубку. Матери молодой от имени зятя дарили "имчек агы" (подарок за материнское молоко, состоявший из платья или платка). От имени зятя тестю и его братьям дарили одежду, платки, платья и дорогие материи. Получивший подарок обязан был принять участие в выделении приданого для молодой.

На Тёргин приезжали под вечер. Следующим утром девушка, сопровождавшая новобрачную, варила "чооча" (подаренную тушу барана), и все родственники собирались на трапезу. Г олова торжественно вручалась свату. В это время отец молодой называл выделяемое ей приданое. Затем ев дядья по очереди приглашали к себе всех пирующих. Молодые к каждому из них заходили с бочонком вина, а те обязаны были принять участие в выделении приданого и во время застолья называли будущие подарки. Кто выделял скот в приданое невесте, тот в дальнейшем от родителей жениха получал в награду одежду или платье.

Молодая и все приехавшие на Тёргин должны были находиться здесь три дня. На третий день приехавшие сваты возвращались назад. Молодой давали подарок "нандыт" - флягу вина, мешок гостинцев и заднюю часть туши барана. По обычаю, у курдюка подаренной части туши обрезали кусочек, дабы из родительского дома не ушло счастье. Молодые, вернувшись в свой новый дом, утром делали угощение для своей родни. На этом свадебные обряды заканчивались.