Источник: Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76.

После привоза невесты в дом жениха ее косички расплетали и заплетали волосы в две косы.

Прическа хакасской женщины имела определенное значение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сӱрмес), заплетенных по часовой стрелке (онар). Замужняя женщина носила две косы (тулун). Старая дева заплетала три косы (сӱрмес). Когда девушка рожала внебрачного ребенка, она обязана была носить одну косу (кичеге), что считалось большим позором.

На празднике Сас-той обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата (ниге) жениха, или его старшая сестра (пиче) или жена дяди по матери (койі). Расплетавшая косички называлась "пазыртхан іче" (посаженная мать) и отвечала за все основные ритуалы, связанные с невестой. Она надевала такой же костюм, как и сваха.

С северной стороны юрты родители из трех березовых жердей, крытых корой, устанавливали свадебный шалаш с дверью на восток (харанды). Невеста во время всего праздника Сас-той обязана была находиться в этом свадебном шалаше. Здесь же ей распускали волосы и заплетали две косы. "Пазыртхан іче" находилась у правого плеча, а ей свояченица (абызын) - у левого. К заплетенным волосам невесты посаженная мать сразу же прикрепляла одну накладную косу "суғынды", сделанную из своих волос, а другую - из волос жениха.